(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 41)
В предыдущих письмах (39, 40 и 41) мы начали рассматривать учение о созерцании Евагрия Понтийского. Согласно видению Евагрия путь идентификации наших личных, внутренних «демонов» (см. письмо 2.41 «Чем являются наши внутренние демоны?») двойной: посредством молитвы и медитации, а также путем разнообразных усилий по достижению самопознания и осознанности. Важную роль здесь играет практика «наблюдения за мыслями». Вот так об этом пишет Евагрий: «Если какой-то человек желает противостоять сильнейшим демонам внутри себя, пусть он пристально следит за своими мыслями. Пусть человек хорошо отслеживает всю сложность своих мыслей и тех демонов, которые их вызывают. И всегда просите Христа, чтобы все то, за чем вы наблюдаете, было для вас объяснено».
Наши мысли сами по себе, конечно, являются чем-то вполне положительным и нормальным. Лишь тогда, когда мысль или желание сильно резонирует с нашим негативным мышлением, нормальная эмоциональная энергия становится «демонической», и тогда мы устремляемся к дурным действиям. Нам следует уделять этим отдельным мыслям и связанным с ними ассоциациям особое внимание. В цитате Евагрия особенно важно последнее предложение. Мы не сможем добиться полного понимания и обрести исцеление, опираясь только на собственные силы. Только наставления воскресшего Христа, присутствующего внутри нас, поможет нам прийти к окончательному осознанию и пониманию.
В этом контексте есть два способа молитвы. Первый способ – это глубокая, тихая созерцательная молитва (основанная на безмолвии и чистом присутствии). Второй – дискурсивная молитва (опирающаяся на речь и мышление). Воскресший Христос дает нам первичное, глубинное понимание в тишине чистой молитвы. И затем Он побуждает нас продолжать развивать это понимание, уделяя время дискурсивной молитве. Это процесс, который Евагрий описывает как «наблюдение за мыслями». Этот процесс очень похож на то, что сегодня называется практикой «внимательности». Мы начинаем с регулярных будничных мыслей, проходящих через наш разум каждый день, осознавая связи и ассоциации между ними. Затем, когда мы остановимся на одной из этих мыслей, нам нужно сделать один шаг назад к чувству, лежащему в основе этого мнения. Чувства – это мысли, которые мы испытываем в нашем теле еще до того, как мы придаем им вербальную форму. Проблема в том, что мы привыкли игнорировать свои чувства из-за их, казалось бы, иррациональной природы. Однако они являются первым признаком того, что что-то движется в нашей бессознательной глубине. Поэтому нам нужно осознавать и признавать свои чувства, а не подавлять их. Часто, согласно Евагрию, какое-то ощущение: окружающие звуки или то, как падает свет, или вкус и запах, вызывают ощущение. С этими чувствами связаны сильные эмоции, исходящие от воспоминаний. Именно в этот момент просыпаются наши внутренние «демоны». Чувствуем ли мы себя нелюбимыми? Неуверенными? Недооценёными? Бессильными? Признание этих «демонов», признание их сильного влияния на нашу мотивацию и поведение изменит наши автоматические рефлекторные действия и устранит блоки на нашем духовном пути. Но Евагрий отмечает, что это возможно только с помощью Христа, живущего в глубине нас, и при условии, что в нашей жизни присутствует созерцание.
Это шаг, который мы все должны сделать – от медитации как расслабления, ведущего к ощущению покоя, к медитации как к пути самопознания, а оттуда и к познанию Бога: «Под медитацией наша община подразумевает не только труд чистой молитвы, но и целое жизненное поле самопознания, оживающее под влиянием нашей медитативной практики» (Лоренс Фримен «Иисус, внутренний учитель»).
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений