(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 39)
Вспомним сегодня о выдающемся раннехристианском мистике-пустыннике Евагрии Понтийском. Он принимал активное участие во всех обсуждениях, ключевых для ранней церкви, в основном касающихся того, кем на самом деле был Иисус и что ознает Его жизнь и учение. Позже по личным причинам он оставил мирскую жизнь и стал пустынником, настоящим «Аввой» пустыни, оказавшим огромное влияние на всю дальнейшую пустынническую традицию. В начале своего пустыннического пути он очень нуждался в духовном руководстве обычных мужчин и женщин, которые, как и он, ушли в египетскую пустыню, чтобы вести там настоящую христианскую жизнь, беря в пример жизнь Иисуса.
Евагрий вел чрезвычайно интенсивную аскетическую жизнь, полностью преданную молитве. Свой путь он описывает в собственной интерпретации евангельских слов: «Иди, продай все, что имеешь, и раздай нищим, и возьми свой крест, чтобы молиться не отвлекаясь». Молитва и следование за Иисусом были для него одним и тем же. Он отмечает важность уединенной личной молитвы: «Тщеславие призывает нас молиться на площадях, но тот, кто борется с ним, молится за закрытыми дверями своей комнаты».
Благодаря своему опыту жизни как в шумном городе, так и в пустыне он одновременно ценил важность теологического знания, веры и чистого духовного опыта. Он не разделял эти аспекты: «Если ты богослов – ты молишься истинно, а если ты молишься истинно – ты богослов». Не только для него, но и для всех ранних христиан теология и созерцательная молитва шли рука об руку.
Евагрий был абсолютно убежден, что главным призванием человека является открытие Божественного «образа» внутри и достижение Божественного «подобия». Он учит, что это духовное путешествие будет состоять из двух этапов: «praxis» и «theoria».
«Praxis» означает духовный путь, где молитва помогает нам прийти к самопознанию и понять наши желания, которыми руководит наше эго и которые могут блокировать нас от нашего истинного «Я». Чем больше мы знаем, кем мы на самом деле являемся, тем скорее мы сможем избавиться от своих пороков и действовать, руководствуясь добродетелями.
«Theoria» – это созерцание Бога. Евагрий говорит, что theoria также состоит из двух этапов. Простое созерцание природы, Божьего творения, есть первый уровень, на котором Непроявленное проявляется для нас. Все Творение, включая нас, должно рассматриваться как благое по существу. Такой взгляд на реальность позволяет нам пойти дальше обычной поверхностной реальности, начиная открывать Божественную Реальность. Евагрий пишет: «Что касается тех, кто далек от Бога… Бог дал им возможность приблизиться к познанию Его и Его любви к ним через созерцание творения». Поэтому не только Писание, но и сама природа ведет нас к ощущению «познания», взаимосвязи и удивлению. Второй уровень созерцания — созерцание вещей, которые можно увидеть не чувственно, а «простым взглядом духа». Это чистая молитва. Она осуществляется только путем выхода за пределы поверхности, постепенного отпускания всех мыслей, образов и форм. Это движение от множественности к простоте. Это медитация.
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru