Что такое христианская медитация?

Христианская медитация в традиции бенедиктинца о. Джона Мейна OSB — современная форма созерцательной (монологической) молитвы, известной со времен ранних христиан. Христианская медитация описывается Джоном Мейном, как адаптирована для современного горожанина практика «чистой молитвы» (лат. «Oratio pura») св. Иоанна Кассиана Римлянина, в которой основным методом является дисциплина повторения молитвенной формулы (лат. «Formula»), ведущая к повседневной стабильности и навыку (лат. «Habitus») пребывания в Божьем присутствии, «здесь и сейчас»: «монах должен повторять формулу, отказавшись от всех телесных забот и беспокойств […] и так, постоянно удерживая ее в уме, освободится от богатства всех помыслов, достигнув евангельского блаженства нищеты духом» (св. Иоанн Кассиан, второе собеседование аввы Исаака о молитве). Привычное представление о молитве таково, что она всегда должна быть многословной. Но медитативная традиция Джона Мейна сосредоточена именно на созерцательной, тихой и радикально простой молитве, где любая сложность сведена к минимуму: «Повторение слова, исполненное веры, собирает все наше бытие в одной точке. Оно ведет нас к тишине, концентрации и осознанности. Все это позволяет нам открыть ум и сердце Божьей любви, действующей в глубинах нашего бытия» (о. Джон Мейн OSB «Мгновение Христа»). Подобным образом эта традиция излагается в средневековом анонимном трактате «Облако неведения»: «Используй это малое слово и молись не в многословии, но только в одном единственном звуке этого слова». В преподавании этой традиции Джон Мейн употреблял слово «мантра», популярное в 70-х годах в той аудитории, к которой он обращался. Этот термин использовался в христианском контексте, в качестве эквивалента «формулы» Иоанна Кассиана.

Этот метод созерцательной молитвы не является альтернативой другим формам молитвы. Наоборот, он дополняет и подпитывает своей простотой все многообразие путей христианской духовной жизни: «Все формы молитвы составляют вместе единство, которое мы можем назвать Колесом Молитвы. Каждый элемент духовной жизни — это спица колеса. Все эти спицы соединяются в центре колеса. В центре этого колеса — безмолвие, покой и простота, без которых не было бы возможным движение всего колеса. В центре колеса молитвы — присутствие Воскресшего Христа. В Его молитве, направленной к Отцу, встречаются все формы нашей молитвы» (о.Лоренс Фримен OSB «Внутреннее паломничество»).

Практическая часть наставлений Джона Мейна о христианской медитации изложена в записях его лекций, которые он читал в конце 70-х годов на встречах первых медитативных групп, и в книгах его ученика, священника и монаха-бенедиктинца конгрегации Оливетанцев — о. Лоренса Фримена OSB:

 

«Учась медитировать, мы прежде всего учимся пребывать в покое. Медитация – это совершенный покой тела и духа. Спокойствие тела достигается пребыванием в недвижимости. Спокойствие духа достигается путем многократного повторения про себя, в глубине своего сердца, одного слова или короткой фразы. Повторяй это слово снова и снова. Я рекомендую для этого арамейское слово «Мараната» («Маранафа»)*. Повторяй его про себя – от начала до конца. Освободились от всех мыслей, идей и представлений. Ни о чем не думай. Не произноси никаких других слов, кроме этого одного. Только повторяй его в глубине своего сердца. Вслушивайся в него. Сосредоточь все свое внимание только на нем. В чем же суть медитации? В медитации мы учимся ставить на первое место в своей жизни Бога, а не себя. Очень часто мы оказываемся в центре своего мира. Для многих людей реальность будто вращается вокруг них самих. Мы смотрим на людей и ситуации, думая прежде всего: «а как все это отразится на мне?». И это, в общем, естественно. Но если мы действительно считаем себя центром вселенной, мы никогда не увидим ни ситуации, ни людей, ни самих себя такими, какие мы на самом деле. Ведь мы, конечно же, не является центром вселенной. В центре находится Бог. Медитация помогает нам сделать шаг от эгоцентризма к Бого-центризму. В результате мы находим свое место в мире. Мы познаем все свои взаимосвязи в их истинном порядке: взаимосвязь друг с другом, взаимосвязь со всем творением и взаимосвязь с самим Богом. Мы осознаем, что занимаем важное место в Божьем замысле, принимая дар своего сотворения.»- о. Джон Мейн OSB, «Жажда глубины и смысла»
  • «Мараната» («Маранафа»): в переводе означает — «maran-atha», «грядет наш Господь»; «marana-tha», «приди Господь наш». 

 

«Чем все-таки является медитация? Само это слово обрело два значения в христианской практике, и значения эти, по иронии судьбы, практически противоположны. Здесь мы будем употреблять это слово в его первоначальном смысле, введенном еще раннехристианскими монахами, в учении которых meditatio* понималось следующим образом: как “всматриваться в medio” – оставаться в центре. Латинское meditari использовалось как соответствие греческому meletan, что означало “повторять”. Изначально медитация была тесно связана с наукой чтения Священного Писания, передававшейся индивидуально от мастера к ученику, в рамках традиции монахов-пустынников. Медитировать над Писанием не значило размышлять о нем или воображать его себе – это значение пришло намного позже, под влиянием форм духовности, чуждых ранним векам христианства. Медитируя над Писанием, монах делал его частью себя через запоминание и повторение. Чтобы удержать мысль и сердце ученика в состоянии концентрации, внимания и внутренней тишины, обязательной для молитвы, учитель давал ему отдельную фразу или стих из Библии. Согласно словам Иоанна Кассиана, одного из величайших учителей Запада, учителя Св.Бенедикта и Св.Фомы Аквинского, это повторение опережало всякое “богатство мысли” и вело к чистоте сердца в “нищете этого отдельного стиха”.  Такова традиция, которой мы обучаем. Джон Мейн начал обучать медитации в 1976 году после краткого пребывания в ските Томаса Мертона. Каково же его учение? Сядь неподвижно. Выпрямись. Закрой глаза. Сиди расслаблено, но пребывая в сосредоточении. В молчании начни повторять про себя одно слово. Мы рекомендуем слово “Маранафа” . Произноси его как четыре слога равной длины. Вслушивайся в них. Повторяй их спокойно, но непрестанно. Не думай ни о чем и ничего себе не представляй – ни духовного, ни мирского. Возникающие во время медитации мысли или образы воспринимай как рассеивание внимания и постоянно возвращайся к повторению своего слова. Медитируй ежедневно, утром и вечером, по 20-30 минут.»- о. Лоренс Фримен OSB, «Внутренний свет»
  • Meditatio (лат.) — интенсивное погружение умом в предмет, идею, текст или символ, которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних, так и внутренних. Одна из стадий духовного сосредоточения, наряду со сформулированными в средневековьи lectio, oratio, contemplatio.

Как медитировать?

Наша община практикует простую дисциплину христианской медитации, сформулированную Джоном Мейном. Все, чего она требует — это сесть ровно, успокоиться, положить руки на колени, закрыть глаза и начать повторять про себя краткую молитвенную формулу. Отец Джон рекомендовал использовать арамейское слово «Маранафа» (что в переводе означает — «Господь, приди»). Не раздумывайте о качестве своей медитации, не отвлекайтесь на мысли и образы, которые появляются в вашей голове. Просто полностью сконцентрируйтесь на вашей молитвенной формуле, на ее глубине. Мысли будут приходить и уходить, но вам не надо бороться с ними. Все, что вы должны сделать — это просто не обращать на них внимание и сосредоточиться на повторении молитвенной формулы. Просто позвольте мыслям и образам свободно перемещаться — появляться и исчезать. Не идите за ними, не уделяйте им внимание. Когда Вы чувствуете, что Ваше внимание рассеивается, а мысли и эмоциональные впечатления снова привлекли Ваше внимание, просто оставьте их, и снова вернитесь к повторению молитвенной формулы с верой и любовью. Эти рекомендации касаются исключительно практики этой формы медитации, и не заменяют всех прочих элементов христианской духовной жизни.

Медитируйте дважды в день (лучше всего рано утром и ранним вечером). Оптимальная продолжительность медитации — 30 минут, но можно начать с 20 и постепенно дойти до 25-30 минут. Для измерения времени медитации можно использовать таймер (программу в вашем смартфоне или аудиозапись). Будьте терпеливы и просты:

  • Найдите тихое место.
  • Примите удобную позу, держите спину ровно.
  • Прикройте глаза.
  • Сидите спокойно, насколько это возможно.
  • Дышите глубоко, равномерно и спокойно, расслабьтесь, но при этом сохраняйте бдительность.
  • Начните неспешно и про себя повторять вашу молитвенную формулу — ваше слово. Прислушайтесь к слову, повторяя его.
  • Продолжайте повторять вашу молитвенную формулу спокойно и с верой, в течение всего времени медитации.
  • Возвращайтесь к повторению, если оно прервалось из-за того, что вы отвлеклись на какие-то мысли или образы, которые появились в поле вашего внимания.
  • Повторяйте одну и ту же молитвенную формулу в течение всей медитации день за днем.

Мы предлагаем следующую структуру ежедневной медитативной дисциплины:

* Чтения из Священного Писания и текстов классических и современных авторов христианской созерцательной традиции: Еженедельные чтения для медитативных сессий, (больше текстов чтений — по ссылке на архив чтений старой версии сайта)

Таймеры для медитации:

Таймер для смартфонов от польской общины WCCM (Android)

Таймер для смартфонов англоязычный (Android)


Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!