Христианская медитация в традиции бенедиктинца о. Джона Мейна OSB — современная форма созерцательной (монологической) молитвы, известной со времен ранних христиан. Христианская медитация описывается Джоном Мейном, как адаптирована для современного горожанина практика «чистой молитвы» (лат. «Oratio pura») св. Иоанна Кассиана Римлянина, в которой основным методом является дисциплина повторения молитвенной формулы (лат. «Formula»), ведущая к повседневной стабильности и навыку (лат. «Habitus») пребывания в Божьем присутствии, «здесь и сейчас»: «монах должен повторять формулу, отказавшись от всех телесных забот и беспокойств […] и так, постоянно удерживая ее в уме, освободится от богатства всех помыслов, достигнув евангельского блаженства нищеты духом» (св. Иоанн Кассиан, второе собеседование аввы Исаака о молитве). Привычное представление о молитве таково, что она всегда должна быть многословной. Но медитативная традиция Джона Мейна сосредоточена именно на созерцательной, тихой и радикально простой молитве, где любая сложность сведена к минимуму: «Повторение слова, исполненное веры, собирает все наше бытие в одной точке. Оно ведет нас к тишине, концентрации и осознанности. Все это позволяет нам открыть ум и сердце Божьей любви, действующей в глубинах нашего бытия» (о. Джон Мейн OSB «Мгновение Христа»). Подобным образом эта традиция излагается в средневековом анонимном трактате «Облако неведения»: «Используй это малое слово и молись не в многословии, но только в одном единственном звуке этого слова». В преподавании этой традиции Джон Мейн употреблял слово «мантра», популярное в 70-х годах в той аудитории, к которой он обращался. Этот термин использовался в христианском контексте, в качестве эквивалента «формулы» Иоанна Кассиана.
Этот метод созерцательной молитвы не является альтернативой другим формам молитвы. Наоборот, он дополняет и подпитывает своей простотой все многообразие путей христианской духовной жизни: «Все формы молитвы составляют вместе единство, которое мы можем назвать Колесом Молитвы. Каждый элемент духовной жизни — это спица колеса. Все эти спицы соединяются в центре колеса. В центре этого колеса — безмолвие, покой и простота, без которых не было бы возможным движение всего колеса. В центре колеса молитвы — присутствие Воскресшего Христа. В Его молитве, направленной к Отцу, встречаются все формы нашей молитвы» (о.Лоренс Фримен OSB «Внутреннее паломничество»).
Практическая часть наставлений Джона Мейна о христианской медитации изложена в записях его лекций, которые он читал в конце 70-х годов на встречах первых медитативных групп, и в книгах его ученика, священника и монаха-бенедиктинца конгрегации Оливетанцев — о. Лоренса Фримена OSB:
-
«Мараната» («Маранафа»): в переводе означает — «maran-atha», «грядет наш Господь»; «marana-tha», «приди Господь наш».
-
Meditatio (лат.) — интенсивное погружение умом в предмет, идею, текст или символ, которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних, так и внутренних. Одна из стадий духовного сосредоточения, наряду со сформулированными в средневековьи lectio, oratio, contemplatio.
Как медитировать?
Наша община практикует простую дисциплину христианской медитации, сформулированную Джоном Мейном. Все, чего она требует — это сесть ровно, успокоиться, положить руки на колени, закрыть глаза и начать повторять про себя краткую молитвенную формулу. Отец Джон рекомендовал использовать арамейское слово «Маранафа» (что в переводе означает — «Господь, приди»). Не раздумывайте о качестве своей медитации, не отвлекайтесь на мысли и образы, которые появляются в вашей голове. Просто полностью сконцентрируйтесь на вашей молитвенной формуле, на ее глубине. Мысли будут приходить и уходить, но вам не надо бороться с ними. Все, что вы должны сделать — это просто не обращать на них внимание и сосредоточиться на повторении молитвенной формулы. Просто позвольте мыслям и образам свободно перемещаться — появляться и исчезать. Не идите за ними, не уделяйте им внимание. Когда Вы чувствуете, что Ваше внимание рассеивается, а мысли и эмоциональные впечатления снова привлекли Ваше внимание, просто оставьте их, и снова вернитесь к повторению молитвенной формулы с верой и любовью. Эти рекомендации касаются исключительно практики этой формы медитации, и не заменяют всех прочих элементов христианской духовной жизни.
Медитируйте дважды в день (лучше всего рано утром и ранним вечером). Оптимальная продолжительность медитации — 30 минут, но можно начать с 20 и постепенно дойти до 25-30 минут. Для измерения времени медитации можно использовать таймер (программу в вашем смартфоне или аудиозапись). Будьте терпеливы и просты:
- Найдите тихое место.
- Примите удобную позу, держите спину ровно.
- Прикройте глаза.
- Сидите спокойно, насколько это возможно.
- Дышите глубоко, равномерно и спокойно, расслабьтесь, но при этом сохраняйте бдительность.
- Начните неспешно и про себя повторять вашу молитвенную формулу — ваше слово. Прислушайтесь к слову, повторяя его.
- Продолжайте повторять вашу молитвенную формулу спокойно и с верой, в течение всего времени медитации.
- Возвращайтесь к повторению, если оно прервалось из-за того, что вы отвлеклись на какие-то мысли или образы, которые появились в поле вашего внимания.
- Повторяйте одну и ту же молитвенную формулу в течение всей медитации день за днем.
Мы предлагаем следующую структуру ежедневной медитативной дисциплины:
- Чтение перед медитацией *
- Вступительная молитва: «Отче Наш», молитва Джона Мейна
- Медитация (20-30 мин.)
- Чтение после медитации *
- Заключительная молитва
* Чтения из Священного Писания и текстов классических и современных авторов христианской созерцательной традиции: Еженедельные чтения для медитативных сессий, (больше текстов чтений — по ссылке на архив чтений старой версии сайта)
Таймеры для медитации:
Таймер для смартфонов от польской общины WCCM (Android)
Таймер для смартфонов англоязычный (Android)
Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!