2.40 «Созерцание природы и безмолвная молитва»

(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 40)

Идея Евагрия Понтийского о приближении к Богу через сосредоточенное чтение Священного Писания, созерцание природы и чистую молитву были основополагающими для жизни пустынников. В одном из своих текстов Евагрий пишет: «Один мудрец пришел к святому Антонию в пустыню и спросил его: «Отче, как ты можешь быть счастлив, когда ты лишен утешения, которое могут дать книги?» Антоний ответил: «Мой друг философ, моя книга – это природа творения; и эта книга всегда передо мной, когда я хочу читать слово Божье».

Далее Евагрий говорит: «Что касается тех, кто далек от Бога… Бог дал им возможность приближаться к познанию Его и Его любви через созерцание творения».

Это уровень, который открыт каждому. Когда наше восприятие становится созерцательным мы осознаем Божественное присутствие в каждом и во всем вокруг нас, при этом осознавая, что пребываем в этом мире и является его частью. Это созерцание, проявляющееся в действии, когда мы действуем из глубины своего духовного центра через сострадание ко всему творению. Есть отличная иллюстрация, описывающая такое восприятие, в истории о святом Антонии, которую мы уже обсуждали в прошлых письмах и которую будет полезно вспомнить еще раз:

«Святой Антоний умолял Господа, чтобы тот показал, какого духовного уровня он достиг. Бог дал ему понять, что он еще не дорос до уровня одного из сапожников из Александрии. Антоний оставил пустыню, пошел и нашел того сапожника и сказал ему: «Господь послал меня посмотреть, как ты живешь». Он спросил, в чем секрет его духовного подвига. Сапожник был удивлен. Он сказал, что у него нет никаких подвигов. Но он все же открыл Антонию тайну своей души. Он сказал: «Я не делаю ничего особенного. Работая, я смотрю на всех прохожих. Их очень много, все они очень разные, и все они кажутся мне хорошими людьми. Я смотрю на них и говорю: «Да будут все эти люди спасены, потому что их любит Бог. Пусть все они спасутся, даже если я погибну за мои грехи».

Мы продолжаем выполнять свои повседневные обязанности в мире, но осознаем Божественное присутствие. Это осознание пронизывает наше отношение к другим людям и к нашим делам. Примеры из историй отшельников касаются обычных мирских людей, таких как мы, и это очень вдохновляет.

Мы находим ту же идею, сохраненную традицией кельтского христианства: «Вечный свет раскрывается одновременно и через буквы Священного Писания и через простоту творения» (Иоанн Скотт Эриугена, 9 в.). Следовательно, это общечеловеческий опыт, не привязанный к конкретному времени или месту. Наверное, многие из читающих эти письма «Школы» испытывали подобное чувство удивления и благоговения, ощущения «чего-то большего», когда сталкивались с красотой природы, красотой заката.

Такой же опыт дает и безмолвная молитва, к опыту которой мы можем прийти многими разными способами. Медитация, которую мы с вами практикуем, яваляется путем, позволяющим безмолвной молитве раскрыться в нас. Ключевым в медитации является оставление мыслей и образов, даже о Боге. Евагрий в тексте «О молитве» напоминает нам: «Когда вы молитесь, не воображайте Божественное как какой-то образ, сформированный в вашем разуме. Избегайте также, чтобы ваш дух был скован печатью какой-то определенной формы. Лучше, освободившись от всяких тварных образов, приближайтесь к Высшему Бытию, и вы достигнете познания».

 

 

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Альберт Захаров 

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *