2.41 «Чем являются наши внутренние демоны?»

(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 41)

В позапрошлом, 39-м письме о «Призвании человека», мы рассмотрели разделение духовной жизни Евагрием Понтийским на два этапа – «praxis» и «theoria». Давайте сосредоточимся на «praxis». Мы не должны забывать, что наш духовный рост зависит как от благодати Божией, так и от наших собственных стараний. Благодать была самой важной для Евагрия, но усилия человека также были важны для него. Его учение очень важно рассматривать в контексте его времени – 4 век н. э., когда вера была основана на буквальном, очень «внешнем» и мифологическом понимании ангельских и демонических сил. Согласно этому учению необходимые усилия человека заключались в «битве» с «демоническими силами». Считалось, что демоны действуют против усилий человечества и намерены мешать нам достичь духовного освобождения. Вот как Евагрий говорит об этой вредной демонической деятельности во время нашей молитвы: «Когда демоны видят, что вы действительно искренне молитесь, они предлагают вашему вниманию разные вещи, создавая впечатление, что есть неотложные потребности, требующие именно сейчас отвлечься от молитвы». Все эти мысли практически прерывают молитву. Но мы не одиноки в этой борьбе – Божья благодать действует через ангелов, чтобы помочь людям и через интуитивное озарение окрыть истинный смысл жизни. Евагрий продолжает: «Если вы истинно молитесь, вы почувствуете глубокое и спокойное чувство уверенности. Тогда ангелы будут ходить с вами и просветлять вас, открывая смысл всех сотворенных вещей».

Евагрий подчеркивал, что «демоны» проявляются в наших мыслях. Сегодня мы можем дать этим «демонам» также другое название: например, это наша собственная «Тень», о которой рассказывает К. Г. Юнг. Но и в случае с Юнговской «Тенью» мы все еще говорим о тех же негативных силах, которые действуют в нашем личном психическом бессознательном. В большинстве своем эти силы рождены нашим страхом погибнуть. Они формируют наши мысли и эмоции, определяя наши действия. В современном мышлении мы не рассматриваем этот процесс в терминах «войны» с буквальными «демоническими существами». Сегодня для нас важнее понять и опознать «демонов» внутренней, психической жизни. Поскольку это может быть очень болезненным процессом, легко понять, почему люди прошлых времен называли это именно «борьбой».

Все мы рождаемся хрупкими человеческими существами с определенными внутренними потребностями для обеспечения нашего выживания: безопасность, любовь, уважение, власть, контроль и удовлетворение. Это обоснованные потребности, данные нам Богом, которые позволяют нам выживать в среде, которую Он сотворил для нас. Неизбежно некоторые наши потребности выживания не удовлетворяются нашими родителями или опекунами. Это становится нашей раной и может превратиться в «демоническую» силу, которая безотчетно влияет на наше поведение и жизнь и может остановить нас на пути духовного путешествия. Когда мы были маленькими детьми, мы не могли сами удовлетворить эти основные потребности; мы в этом зависели от других, от взрослых людей вокруг нас. Затем это стало привычкой – искать удовлетворение этих потребностей вне нашей внутренней жизни. Как взрослые мы вполне способны выживать за счет собственных усилий, конечно, при условии, что у нас нет никаких физических или умственных недостатков. Однако мы все еще ищем удовлетворения этих потребностей выживания вне себя. Мы забыли, что ранено наше внешнее эго, а не наше внутреннее истинное «я». Осознавая свое истинное «я» через молитву и медитацию, мы также осознаем, что нас любят, защищают и уважают – что на этом глубинном уровне мы едины и свободны от любых травм. Это осознание, в свою очередь, исцеляет раненое эго и делает нас целостными на всех уровнях и «полностью живыми», по словам Иисуса, который говорит нам, что «пришел, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10).

 

 

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Альберт Захаров 

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *