2.30 «Делать и быть»

(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 30)

Созерцание побуждает нас видеть более полную картину реальности. Но если наша созерцательная часть жизни не сопровождается действиями, мы еще очень далеки от зрелости. История Марфы и Марии в Евангелии от Луки (Лк 10:32-42) иллюстрирует важность интеграции действия и бытия в одно целое, где между действием и созерцанием образуется крепкая связь. Марфа символизирует активную и насыщенную жизнь, которую мы ведем каждый день, с ее требованиями в отношении работы, дружбы и гостеприимства. Кто из нас не чувствовал раздражение из-за того, что кто-то слушает любимого гостя или медитирует, а мы, вместо того чтобы иметь возможность присоединиться, должны продолжать готовить еду, чтобы обеспечить других всем необходимым? Мария является созерцательной частью нашей человеческой природы. Это та часть нас, которая медитирует и слушает Христа в глубине самой себя в молитве или встречается с Ним во время внимательного чтения Священного Писания, Lectio Divina.

Эта история символически рассказывает нам, кем мы являемся. Действие и созерцание – две стороны нашего собственного бытия. Мы одновременно и Марфа, и Мария. Когда мы очень озабочены и сетуем на то, что у нас нет времени на медитацию, Марфа берет нас себя полное управление нашей жизнью. Когда мы думаем о том, чтобы временно преостановить свою работу и полностью посвятить себя молитве, медитации и глубокому слушанию, мы стараемся быть только Марией. Но необходим баланс: мы не можем быть только одной из этих сторон. Мы должны быть обеими частями, когда живем и работаем в общине, как учит Правило св. Бенедикта: должно быть время для созерцания и молитвы, и время для труда – «ora et labora».

Марфа выполняет важную работу, готовя все необходимое к обеду, но, слишком сильно сосредоточившись на этом, она теряет из виду другую половину своей души, внимательно слушающую Марию. Иисус указывает ей на это: «Марфа, Марфа, ты о многом заботишься». Мы все время от времени таковы.

Нам нужно учиться делать все необходимое, но не отрываясь от осознания глубинного центра внутри нас, где зарождается сострадание к окружающим. Тот, кто постоянно ворчит и жалуется, – это наше «эго», которое всегда стремится получать уважение и признание. Неуравновешенное эго одновременно хочет видеть, как хвалят его и порицают других. Необходимо принятие и интеграция обеих сторон нашего существа. В жизни Иисуса мы видим этот замечательный баланс деятельного и созерцательного измерения. Он бродит по сельской местности, проповедуя и исцеляя, но часто мы слышим, что он уединяется в тихом месте, чтобы спокойно уделить время молитве.

Большинство сегодняшней жизни в Церкви сосредотачивается на аспекте Марфы в нашем человеческом естестве. Очень часто работа созерцания, за которую Иисус прославляет Марию, оказывается полностью забытой. Активный труд, забота о других, разговоры и громкие молитвы прославления, разные формы поклонения, просьбы о покровительстве, выражение благодарности и литургическая молитва – все это важные и действенные способы молитвы. Но труд Марии, безмолвная молитва, глубокое слушание – созерцание – стали привилегией немногих монахинь и монахов. Созерцание было жизненным призванием Джона Мейна. Сейчас он обращается к нам через нашу общину с призывом восстановить созерцание в жизни современных светских людей с помощью древней традиции созерцательной молитвы, которая берет начало в учении Иисуса. Итак, цель «Международного Общества Христианской Медитации» состоит в том, чтобы быть экуменической и созерцательной общиной-свидетелем того, что труд Марии действительно очень важен. Мы должны быть свидетелями этого и для Церкви и для всего современного мира.

 

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Альберт Захаров 

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *