о.Лоренс Фримен OSB «Марфа и Мария»

По пути в Иерусалим Иисус останавливается в доме своих друзей, двух сестер по имени Марфа и Мария. Они – сестры Лазаря, с которым мы познакомились в Евангелии от Иоанна (Ин 11). Марфа выходит из дома, чтобы приветствовать Иисуса. Сестра ее Мария садится у ног Его и остается там; она внимательно слушает слова Его. Марфа же все более подвержена рассеянности, потому что у нее слишком много задач. Она приходит к Иисусу и говорит: «Господи, ты разве не видишь, что я все делаю одна, скажи сестре моей, чтобы она мне помогла» (Лк 10:40). А Иисус отвечает «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься из-за пустяков, тогда как нужно только одно. Мария выбрала благую часть, которая не отнимется у нее.» (Лк 10:41)

Эта история уже на протяжении веков используется для иллюстрации различия между созерцательной и деятельной жизнью. Марфа воспринимается как деятельная личность, а Мария – как созерцательная. Очевидно, что они представляют разные типы личности. Мы это видим в начале рассказа, когда Марфа выходит из дома. Она проактивна, она – организатор, она из тех, кто хочет убедиться в том, что все внесли свое имя в список и уплатили входную плату. А Мария сидит у ног Господа и просто слушает. Она в большей степени интроверт. Ей не нужно быть в центре внимания. Она слушает Его слова. Критика, направленная в сторону Марфы, заключается в том, что все эти многочисленные задачи отвлекают ее внимание.

Марфа умеет делать разные вещи одновременно. Возможно, у нее на кухне что-то вышло из строя: микроволновка не работает, или еда, которую она хотела готовить, не на месте. Из-за этого она растеряна и беспокоится. Она начинает сердиться: возвращаясь в комнату, где находится Иисус, она критикует Его; она выступает в роли некоего домашнего террориста, который говорит Иисусу, что Он должен делать. По-моему, это единственный рассказ в Евангелиях, где один из учеников указывает Иисусу, что Он должен делать: «Скажи сестре моей, чтобы она мне помогла!» У Марфы проявляются все классические симптомы стресса. Она изолирована, она чувствует себя одинокой, она ошеломлена, она не справляется с задачей, она сердится. И она вымещает свою досаду на невинных свидетелях.

Мы должны вспомнить, что она страдает. Стресс – очень характерная составляющая сегодняшней жизни. И стресс – причина многих страданий: мы знаем, что он вызывает физические заболевания — стресс прерывает нашу карьеру или нарушает семейную жизнь. Стресс – болезнь современного мира, и если бы мы хотели дать Марфе еще одну задачу на небесах, мы могли бы объявить ее покровительницей страдающих от стресса – ведь она представляет собой классический пример подобного положения. А поскольку она реально страдает, Иисус отвечает ей не гневом, не осуждением, но состраданием. Первое, что Он говорит ей: «Марфа, Марфа». Другими словами, Он призывает ее вернуться к себе — ведь она потеряла связь с самой собой. Это случается, когда мы впадаем в стресс и тревогу: мы чувствуем себя разобщенными с нашей истинной идентичностью. В этом случае мы не в состоянии установить связь с другими людьми, и тем более с Духом. Поэтому первое, что делает Иисус, это призывает Марфу вернуться к себе. И затем, как хороший друг, Он показывает ей зеркало; Он ведет ее к самопознанию. Он говорит: «ты заботишься и суетишься о многом. Ты растеряна, ты рассеяна, ты слишком много делаешь. И ты утратила связь с центром, ты потеряла чувство его приоритетности.»

Потом Он вступается за Марию. Этими Его словами веками защищали созерцательную жизнь от тех, кто говорил, что созерцание – пустая трата времени, что оно бесполезно, что время, которое мы проводим в медитации, не приносит никаких (положительных) результатов. Иисус говорит: «Мария выбрала благую часть, которая не отнимется у нее.» (Лк 10:42) Он говорит, что нужно только одно. Что же именно? Но Иисус не определяет то, что нужно. Мы сами должны истолковать этот рассказ.

Возможно, той важной вещью, которую нам следует понять, является то, что Марфа и Мария являются не только двумя типами личности – интровертом и экстравертом в состоянии взаимного конфликта – но и двумя аспектами человеческой души как таковой. И в вас, и во мне, и в каждом из нас существуют эти два измерения, как две половины мозга — интуитивная и логическая, деятельная и созерцательная. Мы можем достичь счастья и доброжелательности, познать наше истинное «я», только тогда, когда два этих аспекта пребывают в гармонии, когда они объединены.

Сила слов, которые Иисус говорит Марфе, заключается в том, что они призывают ее вернуться к этой глубинной внутренней мудрости. Эти слова восстанавливают гармонию с ее второй половиной, другой частью ее «я». Как мы можем совершить этот шаг? Каким образом мы можем восстановить подобную внутреннюю гармонию, при которой деятельная и созерцательная части жизни действуют вместе, позволяя нам работать не как Марфа, в стрессе, со злостью и рассеянностью, а будучи исполненными радости и мира, с большей продуктивностью? Несомненно, для этого мы должны понять, что и Мария также работает. Правда, ее работа тише, она не настолько очевидна, о ней не напишут в газетах, но Мария тоже работает, сидя неподвижно и слушая слова Господа. И на самом деле ее работа – основа всех тех добрых дел, которые должна делать Марфа.

Единственное, что нужно, — это воссоединить эти две половины, а также понять слова Иисуса о том, что Мария выбрала благую часть. Его слова – это не выговор Марфе. Но они напоминают ей, что бытие предшествует действию, и что если мы потеряем связь с первичной гармонией, с такими основами нашего бытия, как покой и благость, то вся наша работа, наша деятельность и наша ежедневная жизнь развалятся на части. Как воссоединить распавшееся, как обновить эту дружбу с самим собой? Я помню, как я однажды рассказывал эту историю на межрелигиозной, буддистско-христианской конференции, где я выступал с докладом, и друг-буддист сказал мне: «это очень хорошая история, и я ее понимаю, но что же было дальше?» Конечно, мы не знаем, что было дальше, также как и во многих других историях из Евангелия, которые мы читаем. Почему? То, что будет дальше, — это уже «мы сами». Понимая это, мы находим практический способ, — например, ежедневную медитацию, — позволяющий восстановить приоритетность созерцания в нашей жизни. Это приводит нас к пониманию того, что вся наша деятельная жизнь, вся наша суета и вся наша работа основаны на неподвижности, безмолвии и умении слушать, которые являются работой Марии.


Перевод с англ.: 
Жозефина фон Цитцевитц

Иллюстрация: ainvaresart.com

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

Рассылка новостей 
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений