о.Лоренс Фримен OSB «Великий пост 2023» (III неделя)

III неделя

Суббота III недели Великого поста

Все мы когда-нибудь думали о том, чтобы сделать что-то, что мы чаще советуем другим, чтобы отстраниться от суеты жизни, увидеть лучшую перспективу, позволить эмоциям успокоиться и принять сложные решения более мудрым способом. В более здоровой культуре, чем наша, сама жизнь предоставляла эти возможности, даже если ими не всегда пользовались. Были паузы, религиозные сезоны, такие как Великий пост или медленные поездки в неудобных вагонах, а не наши быстрые полеты в неудобных самолетах.

Сегодня мы должны приложить личные усилия, чтобы отступить от потока «десяти тысяч вещей», роя отвлекающих факторов, сроков, требований немедленной реакции и трудностей повседневной жизни. (Даже в Бонневю. Мой компьютер завис, вся работа встала, и мне пришлось перезагружаться).

Отстранитесь от суеты сейчас, если у вас есть время, и откройте главу 16 в книге «Дао де Цзин». Вот, попробуйте на вкус:

«Освободитесь от всего. Пусть разум отдыхает в покое. Десять тысяч вещей появляются и исчезают, пока Я наблюдает их возвращение. Они растут и цветут, а затем возвращаются к источнику. Возвращение к источнику – тишина, являющаяся путем всей природы.»

Влияние Covid можно охарактеризовать в общих чертах как нечто, что либо приносит людям большую беду, либо побуждает их к перебалансированию и определению приоритетов. Я знаю многих из второй группы, кто намеревался усвоить уроки Covid, отстраниться от суеты, но быстро стал столь же затопленным десятью тысячами вещей, как и раньше или даже больше.

Мария, которая смотрит на покрытые туманом горы, является символом не только забытой материнской стороны Бога, но и созерцания, как неотъемлемой части развития человеческой природы. Она «размышляла» о том, чего не понимала. Греческое слово symballousa, которое было переведено как «размышлять», употребляется в Библии только один раз, чтобы описать, как она реагировала на вызовы полной боли и чуда тайны, в которую она вошла. Это слово, в свою очередь, связано со словом «символ» (symbolon), что может также означать «соединить вместе».

Воспринимать символически – это нечто большее, чем просто думать о чем-либо или анализировать что-то в поисках ответа или объяснения. Символизировать – объединять в целое. Для этого нам нужно на время отойти от буквальных интеллектуальных размышлений. Это не значит, что мы должны идти на покрытую туманом гору, где стоит статуя Марии. Нашей медитации дважды в день будет достаточно.

Пятница III недели Великого поста

Вспомним, как выглядит историческая традиция Великого поста, которая в сегодняшнем мире часто теряется. Как в детской игре, в ее ритуалах многие драматические вещи делаются серьезно и бесспорно. Идет Крестный путь, все статуи и распятия в церквях покрываются пурпурной тканью. Все начинается в полночь накануне Пепельной среды. Не звучит ни «Глории», ни «Аллилуйя». Освященную воду убирают из чаш при входе. Все должно быть сделано правильно, и ты можешь доверять людям, знающим об этом. В моем детстве это было непонятно и завораживающе, потому что все делалось именно по определенным правилам. Такое классическое состояние церковной традиции сохраняет анклав волшебного в мире, склонившемся перед алтарями маммоны.

Современная форма Великого поста часто теряет какие-то из этих утешительных символов и образов. Но иногда отказ от определенных ритуалов может увеличить мистичность нашей духовной практики. Когда Триденствие (пятница, суббота и воскресенье Страстной недели) высвобождает свой цветовой поток, визуальное и музыкальное богатство, вы знаете, что что-то произошло и что время изменилось. Литургия – это своеобразный сакральный театр, который мы не можем воспринимать всерьез, если будем воспринимать его «слишком серьезно» и потеряем чувство его игрового характера. Чтобы быть настоящим игроком, нужно действительно и внутренне приобщиться к игре.

Момент перехода от пустынного, сухого, как песок, неподслащенного характера Великого поста к цветастой, сладкой музыке Пасхи традиционно происходил во тьме, во время Пасхального бдения. Провозглашение Воскресения является таким грандиозным и иррациональным провозглашением веры, что ты чувствуешь, что это должно быть правдой, даже не понимая, как вообще ты можешь это понять.

В переходные моменты время замедляется. Каким-то образом, сначала отказав религиозному разуму в его обычной диете образов и чувств, мы можем быть лучше подготовлены богатой символикой Пасхальных Таинств для вхождения в тишину в самом их ядре. Когда время останавливается, присутствие Воскресшего Христа ощущается нами более полно.

Медленное движение скрипичного концерта Бетховена может перенести погруженного слушателя почти в конец времен. В молитве тоже есть моменты, которые почти не зависят от времени. Пока вы пытаетесь их наблюдать со стороны, оставляя хотя бы тень объективного мышление, они не проявляют свое присутствие. Они приобретают характер уже пережитого опыта, воспоминания, чего-то, что относится к прошлому. 

Великопостные обряды – это способ нарушить течение времени, замедлить его. Покрывая статуи пурпуром, мы преодолеваем мир внешних образов. Даже для растерянного и замкнутого фундаменталистского разума всегда остается ощущение, что сущность Бога – это свободное от вещей Ничто, о котором невозможно думать. Однако Бога можно познать в каждой вещи и через все возможные человеческие чувства.

Спокойствие – это не фиксация. Истина заключается в плавном движении волны, вверх и вниз, внутрь и наружу. Когда мы естественны и пребываем в гармонии, а наши внутренние демоны укрощены – противоположности жизни, которые причиняют нам страдание, разрешаются мирным путем. Тогда, когда мы в покое, мы знаем, что мы полны энергии и скрытых возможностей. Тогда мы можем начать восстанавливать разрушенные войной страны и исцелять разбитые сердца.

Четверг III недели Великого поста

Когда мы впервые приехали в Бонневю, то увидели в старой часовне красивую статую ребенка и пожилой женщины, объединенных глубоким вниманием. В сакральном искусстве Марию часто изображают маленькой девочкой, которую мать учит читать. Как только вы видите книгу на коленях матери, вы понимаете, куда направлено их объединенное сознание. Символично, что она учится понимать слова и впитывать их, пока не станет готова полностью поглотить все слова в Слово и позволить ему принять плоть в ней.

На этой неделе мы поприветствовали первых студентов Академии WCCM в Бонневю, приехавших на их первую неделю проживания в центре общины. Пора строить обучающееся сообщество и начать думать вместе с этими новичками и как новички: думать о том, чем по сути является обучение. Мы начинаем с обсуждения фразы из Правила Св. Бенедикта: «Мы намерены основать школу для служения Господу». Он говорит, что это не потребует ничего чрезмерно строгого или обременительного, хотя дисциплина будет необходима для исправления ошибок и защиты любви.

Академия – это школа созерцательной жизни. Значительная часть современного образования стала суровой и обременительной, потому что потеряла связь со своей основной целью – пробуждать студента к более высокому уровню сознания. Большинство учебных заведений создали идола академического успеха, который служит цели высоких показателей в дальнейшей карьере. Вместо того чтобы расширяться, сознание сужается к последовательности степеней, зафиксированных на бумаге, поклоняясь золотому тельцу оценок и квалификаций. Мы надеемся в Академии заново научиться искусству обучения: не добывать знания, а позволять знанию воплощаться в нас.

Чтобы учиться, нам нужен только ум новичка, свежий, любознательный и открытый к метанойе. С таким умом мы не беспокоимся о том, что смотримся плохо или бессмысленно, ведь очевидно, что мы не можем учиться, если не признаем своего незнания, и не начнем переходить от незнания к пониманию. Не нужно поддаваться разрушительной реакции его на то, что мы ошибаемся. Неудачи и ошибки быстро превращаются в новые отправные точки, становясь моментами обучения. Нет нужды быть суровыми к себе, чувствовать себя подавленными вызовами перехода от путаницы к ясности или считать обременительным иго дисциплины, заставляющее нас учиться.

Успех, конкуренция и стремление к победе могут стать опасностью, как только мы обретаем определенный уровень компетентности. всегда следует начинать учиться чему-то новому. Но непрерывность тоже необходима. Мы меняемся, оставаясь на том же пути и открывая для себя взаимосвязь всех областей знаний. Сейчас мы изучаем самое важное. Мы учимся учиться. Дисциплина обучения приносит плоды, которые сохраняются не только в характере, стабильности и личностной интеграции, но и в плодах духа, пробужденного силой внимания.

Взаимосвязь с медитацией становится очевидной. Источник самопознания, возникающий из тишины и покоя, освежает разум ученика. Это учит нас, что школа, в которой мы учимся, существует не для того, чтобы мы получали от нее пользу, а для служения Господу.

Среда III недели Великого поста

Одинокая статуя Марии в ирландской пустыне избежала вандалов и иконоборцев. Однако в 9 веке иконоборческие споры в восточном христианстве привели к массовому уничтожению многих произведений сакрального искусства. В это трудно поверить сегодня, когда бывает трудно даже протиснуться и зайти во многие православные храмы, настолько они переполнены иконами.

Религиозное сознание, особенно когда оно находится под политическим влиянием, имеет нерешенный конфликт по поводу ценности изображений. Ислам и иудаизм полностью отвергают их. Двадцать лет назад талибы шокировали мир, взорвав статуи Будды 6-го века в Бамиане, возвышавшиеся над древним Шелковым путем. В 17 веке в Англии пуритане Реформации разорили много средневекового искусства в старинных соборах, – к счастью, с характерной для англичан умеренностью. Китайское правительство сделало то же самое (но более тщательно) со многими культурными артефактами во время Культурной революции, а недавно направило свою иконоборческую ненависть против тибетских религиозных мест поклонения. Сегодня лучшим защитником этих произведений благочестия – или идолопоклонства, в зависимости от вашей точки зрения – стал туризм. Опустошенный Бамиан сейчас также является туристической достопримечательностью.

Святой Григорий Нисский объясняет это тем, что «каждый образ Божий есть идол», начиная даже с наших мыслей о Боге. Глубокая христианская мудрость здесь состоит в том, что если внутренний или внешний образ отвлекает нас от живого Бога и от нашей собственной истинной природы как образа Божия, он стал идолом. Не обязательно разбивать прекрасные произведения человеческого священного воображения, но нам нужно растворить нашу внутреннюю привязанность к ментальным и эмоциональным образам. Мантра вместо молотка.

Эпизод с золотым тельцем в книге Исход, когда израильтяне сорок лет путешествовали по пустыне, освещает причину идолопоклонства и способ его лечения. Когда Моисей немного замешкался на горе, разговаривая с Богом, народ забеспокоился и сказал: Идемте, сделаем себе бога, чтобы нами правил. Они пожертвовали золото, изваяли тельца и устроили праздник. Интересно, насколько они были осознанными в этом? Они знали, что этот бог был их собственным творением – так же, как люди, которые сегодня поклоняются деньгам, знают, что они сами их творят. В этом нет никакой тайны, за исключением феномена «преднамеренной тупости», моего любимого выражения для отупения. Ничего сакрального, трансцендентного или глубокого. Просто техника избегания того, с чем мы не хотим столкнуться в себе. Для израильтян это была их неспособность встретиться с пустотой ожидания, опытом пустыни. Ужас пустоты вскоре становится ужасом сотворенного бога, которому не хватает божественности, а следовательно, он является демоном. А мы знаем, что такое демоны: чревоугодие, сладострастие, скупость, печаль, гнев, ацедия, тщеславие и гордость – и это лишь некоторые из них.

Это по поводу причины идолопоклонства. Теперь о лекарствах от него. Моисей возвращается с каменными скрижалями закона, но в гневе разбивает их. Вот где истинное иконоборчество. Даже духовный закон может стать идолом. Затем он уничтожает золотого тельца, растирает его в прах, добавляет воды и заставляет народ выпить. На вкус это, скорее всего, было ужасно, но этот яд был лекарством.

Очень важно понимание, указывающее на будущее рождение человечества как новой формы происходящих с нами изменений. Предпосылкой этого, требующей огромной материнской любви, является признание полной несостоятельности нашего сегодняшнего этапа человеческого существования.

Вторник III недели Великого поста

Однажды зимним днем, когда я шел по холмам над ирландским захолустьем, я встретил присутствие Марии, которая появилась из тумана. Ее статуя стояла, глядя на мрачную долину, а вокруг нее клубился туман. Она тронула меня своим одиночеством. В ее образе одновременно присутствовало сердечное сочувствие и поразительная отрешенность, – но также и всеобъемлющая кротость, которая казалась почти надличностной. Этот образ напомнил мне о глубоком почтении к деве Марии и божественному женскому началу в ирландской психике на протяжении веков веры – и иностранной оккупации.

Что объединяет рассказы о явлениях духовных образов (кроме того, что они не поддаются рациональному объяснению)? Обычно это прямые откровения, обращенные к простым и бедным маленьким детям, а не к священникам, епископам или набожным взрослым. Также все они содержат призыв к социальной справедливости и миру, а также к более глубокой молитве. Часто эти явления происходили во времена и в местах конфликтов. Характерно, что первоначально сообщения детей отвергаются церковными властями. (Мне нравится история одной маленькой девочки, которая рассказала о своем видении епископу, который грубо отверг ее и попытался унизить. Девочка ответила: «Мария сказала мне передать вам то, что я только что рассказала. Но она не говорила, что я должна буду вас убеждать»).

Многим людям трудно понять такие вещи: отчасти потому, что их невозможно рационализировать или даже психологизировать. На самом деле, они указывают на иное измерение реальности и являются аутентичным элементом одного из возможных религиозных откликов на жизнь. В 1970-х годах, когда тысячи вьетнамцев убегали из своей разрушенной войной страны на маленьких лодках по опасным морским просторам, многие так и не добрались до берега. Одна лодка уцелела в жестоком шторме, и после высадки пассажиры описали явление Кван Инг, материнской буддийской богини сострадания, утешавшей и сопровождавшей их в худшие моменты шторма, когда они уже почти начали тонуть.

Чтобы пережить нынешний шторм, мы нуждаемся в переориентации на женское начала в нашей глобальной патриархальной культуре. Углубление нашего ощущения реальности и живого Бога очень важно, но оно предполагает нечто большее, чем просто изменение языка (хотя и это является необходимым шагом). Не существует единого слова, чтобы передать Божье отцовство-материнство. Это еще одно слово, которое мы должны предать молчанию.

В День всех святых 1950 года не слишком либеральный Папа Пий XII провозгласил догмат об Успении Пресвятой Богородицы. Это был элемент веры, теперь институционализированный, и его уже давно соблюдали многие христиане. Многим сегодня эта идея может показаться устаревшей. Карл Юнг видел в ней огромное символическое значение – “hieros gamos (священный брак) в плероме”, предвещающий будущее рождение божественного ребенка. Он видел в этом откровении попытку, без сомнения, бессознательную, Католической Церкви отойти от «сугубо» духовного (как противоположного материальному) и мужского. Недавно я понял, что другой великий разум этой эпохи, Жан Гебсер*, также считал это «отказом от чрезмерно подчеркнутого отцовства Бога», которое само по себе является восстановлением материнского начала в его правах. Может, именно этого искала Мария в ирландской великопостной пустыне?

* Жан Гебсер – швейцарский философ и поэт, описавший структуры человеческого сознания, среди которых он различал: архаическую, магистическую, мифическую, ментальную и интегральную структуры.

Понедельник III недели Великого поста

Я летел очень ранним рейсом – в шесть утра. После прохождения контроля безопасности мне пришлось пробираться хитроумно извилистой тропой через ослепительную пустыню духов, алкоголя, шоколада, сигарет, косметики и всех других вещей, которые делают современную жизнь достойной того, чтобы жить, и поддерживают наш образ жизни на должном уровне. Толпы путешественников охотно собираются в утреннем безумии шоппинга, или лучше сказать, в тупой зависимости от навязчивой страсти. С другой стороны, я нашел оазис, где можно было позавтракать, выпить чаю и съесть тост – возможно, с яйцом – хотя я еще не решил. Улыбающиеся официанты, которые, должно быть, встали в три часа ночи, как и я, провели меня к столику. Оттуда нужно было идти к барной стойке, чтобы сделать заказ. Большинство клиентов там заказывали подносы с напитками, словно это был вечер в пабе. Один серьезный с виду мужчина пил виски. Я не запомнил номер своего столика, потому вернулся, чтобы посмотреть еще раз: «34». С тех пор все было просто. После завтрака, помня, что я здесь, чтобы сесть на самолет, а не есть, я вышел посмотреть на табло вылетов. Я проверил номер выхода на посадку. Он также был, как ни странно, «34». Я уже проснулся или еще сплю?

Как говорил мой ирландский друг, многозначительно кивая головой, когда речь заходила о таких странных совпадениях, как это: «О, это важный знак». Однако он редко говорил, на что же указывает этот знак. Есть много вещей, которые мы не можем объяснить и о которых можем только молчать: маленькие стечения обстоятельств, которые на мгновение сбивают нас с толку, или большие потери, на переживание которых уходит целая жизнь. Я оставил «34» неразгаданным, подумав, что если бы это было «35», оно могло иметь больше смысла. 

Позже я разговаривал с другом, который рассказывал о чем-то, что трудно поддается вербализации. Я понимал, что он имел в виду, но, как и он, не мог подобрать нужного слова. «Это» касалось поиска чего-то в прерванных отношениях, относительно которых вначале чувствовалось, что их не хватает, а потом появился страх их потерять. Когда «это» тихо возвращалось, казалось, что оно исчезало только для того, чтобы испытать отношения, чтобы показать, что могут означать отношения сами по себе. Мой друг пытался сформулировать этот особый вид едва заметного чувства, не имеющего названия. Оно может прийти, когда вы находите то, что, как вы думали, вы потеряли и отпустили. Возможно, вы знаете, что я имею в виду.

Найти слово, чтобы описать нечто подобное, может показаться неотложной потребностью. Очевидные слова подбираются неохотно, потому что каждое из них звучит – как бы это сказать? – неполноценно, не дотягивая. Чтобы выразить невыразимое, нужна поэзия. Однако в человеческих отношениях попытка и неудача найти нужное слово также могут выражать наиболее важные смыслы. Тишина безрезультатного поиска создает связь и понимание. Тогда мы отдаем ограниченность слов во власть молчания. И пустыня этой тишины расцветает радостью. Она очень отличается от пустыни дьюти-фри магазинов с их фальшивыми обещаниями вернуть нам утраченное счастье. Иногда лучший способ найти то, что ищешь – это признать, что ты потерял это навсегда.

На фото, сопровождающем размышления на этой неделе, мы видим статую одинокой Марии, которая смотрит на огромную, красивую пустоту природы в графстве Корк, Ирландия.

III воскресенье Великого поста

(Ин 4: 5-42)

Все религии имеют два базовых направления. Одно из них ведет вверх: это попытка выйти за пределы этого мира в царство захватывающей ясности и свободы, за пределами разума и материи. Второе направление ведет вниз к человеческой культуре. Религии формируют институты, системы верований и символов, которые полезны до тех пор, пока они помогают осуществлять трансценденцию. Отсюда вытекают внутренние противоречия религии.

В настоящее время сама религия меняется под влиянием кризиса, который переживает человечество. Внутреннее беспокойство Католической Церкви отражает происходящее во всех христианских институциях и в окружающих культурах. Некоторые ключевые вопросы повторяются и становятся напряженными полями сражений, в частности это сексуальность и женщины. Однако силы двух направлений религии могут обрести примирение. Что бы там ни происходило, это превращение патриархальной религии в религию, рассматривающую человечество на основе равенства, а не устаревших иерархий власти.

Другие религии, такие как буддизм или ислам, тоже переживают подобные революции. В ходе этих трансформаций все религии могут достичь взаимопонимания беспрецедентным способом. Человеческая культура трансформируется. Вместо конкуренции разные религии и культуры найдут общение в большом, общем направлении трансценденции. Религии имеют единое мистическое сознание, из которого они возникают и о котором, к сожалению, быстро забывают, становясь жертвой коллективного эгоизма власти и поляризации. Восстанавливая трансцендентную силу в себе, каждая религия обнаруживает, что она – удивительно – является одной единой силой вместе со другими религиями.

В один жаркий день Иисус прогуливался вместе со своими учениками. Около полудня Он устал и присел у колодца. Его ученики оставили Его, чтобы пойти купить еды. К колодцу подошла самарянка. Самаряне и иудеи были ожесточенными религиозными врагами.

Он вежливо просит ее напиться из колодца. Такое нарушение культурных норм – Он обращается к одинокой женщине, а она к тому же самарянка – поразило ее. Это приводит к разговору, в котором они в скором времени приходят к глубокому взаимному признанию. Она говорит об огромной религиозной пропасти между ними, а Он отвечает, что придет время, когда по-настоящему религиозные люди преодолеют все свои разногласия. Этот час придет — «на самом деле он уже наступил», — добавляет Он. – Тогда, когда истинные верующие будут поклоняться Отцу в духе и истине. И именно такого поклонения желает Отец. Ибо подлинный смысл имеет не культура, не религиозные лидеры – но то, что Бог есть дух.

Эта встреча побуждает Иисуса открыто признаться ей, иноверцу и женщинам, так, как никому другому, кто Он есть, – Мессия: «Я, говорящий тебе, я – это Он».

Для христианина это очень трогательно и откровенно. Но я думаю, что для любого, кто обладает духовным чутьем, этот разговор подтверждает истину о единстве человечества, жаждущего раскрыться в духе, преодолевая ограниченность религии и культуры.

Когда же это произойдет? Живем ли мы в эпоху рождения нового проявления этой истины? Да, если мы выберем сейчас подобное видение. Время близится. И на самом деле оно уже наступило.

Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru Заранее благодарим Вас!

 

Рассылка новостей 
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *