Лоренс Фримен OSB «Metanoia: позвольте вашему уму меняться»

(размышления о теме WCCM на 2023 год)

Дорогие друзья,

Вот наша тема для общины на этот год: «Metanoia*: позвольте вашему уму меняться.» Несколько дней назад первый из десяти онлайн-спикеров нашей одноименной ежемесячной серии бесед продемонстрировал нам, насколько насущна – и глубока – эта задача. Она ведет одновременно к миру в нашем сознании (а именно мир в большей степени, чем удовольствие, является необходимой предпосылкой счастья) и к глобальному миру, необходимому нам всем для выживания.

Думаю, что вы, – так же, как и я, – неоднократно сталкивались с тем, что наш будничный ум бывает таким же неспокойным и бурным, как зимняя погода здесь, на острове Бер Айленд, где я пишу это письмо. С тех пор, как я приехал сюда на свой персональный безмолвный ретрит, атлантические штормы поливали остров дождем почти ежедневно. Но сегодня утром, когда я проснулся и раздвинул шторы, я наконец увидел спокойный, залитый солнцем пейзаж, безоблачное небо и яркие радостные цвета. Я сказал себе: «Какой замечательный мир! Я должен выйти на прогулку». Даже зная, насколько краткими могут быть такие простые природные богоявления, мы можем сполна насладиться их даром. Наша ментальная погода похожа на метеорологическую. Говоря проще, сознание и мир – так же, как сознание и наше эго – нераздельны, и оба постоянно меняются.

Наш разум обретает покой только тогда, когда мы полностью принимаем то, что переживаем, не сетуя и не ища эгоцентрической выгоды, несмотря на то, является наш опыт болезненным или наоборот, приятным. Только осознанное принятие учит нас быть настоящими, но для этого мы должны перестать отрицать реальность и отвергнуть иллюзии. Тогда реальность будет учить нас, что всякий опыт творит единое целое. Дождь или солнце, боль или удовольствие, неудача или успех, потеря или находка, смерть или жизнь. Никакой из возможных опытов не может быть вырван из сети общей взаимосвязанности. Всё связано в едином непрерывном потоке опыта реальности. Умение увидеть это – и есть дар Метанойи.

Обычно, когда мы говорим об изменении нашего мнения, мы думаем об изменении принятого нами решения или позиции, которой мы придерживаемся. Однако изменение мнений или решений часто является лишь признаками того, насколько беспокоен и неуверен наш разум. Чтобы скрыть эту слабость и выглядеть «сильным духом», мы также можем упорно отказываться менять уже занятую позицию. Именно поэтому сегодняшний российский режим боится изменить мнение о своей агрессии по отношению к Украине.

Метанойя – это совсем другое. Разрешить собственному разуму претерпеть определенную перестройку означает несколько больше, чем просто изменить позицию или взгляды. Это значит видеть мир, залитый солнечным светом Бога. Иногда этот свет может быть даже ослепительным, как это произошло со св.Павлом во время его обращения.

Нужно значительное время и усилия, чтобы достичь этой победной капитуляции, когда метанойя превращает нас в солнечное сияние реальности, сжигая невежество и заблуждение. Это непросто, но легче, чем не прилагать усилия. Это само путешествие жизни, в котором каждый шаг открывает нам все более глубокий уровень покоя.

Наше сознание является беспокойным, упрямым и склонным регулярно попадать в сети заблуждения. Это первое из многих смиренных открытий, ожидающих нового медитатора. Нас нужно подбадривать: «не бойся, не сдавайся, научись отпускать». Увидеть собственный разум таким, каков он есть – вот наш первый шаг. Медитация ежедневно помогает нам лучше осознавать стратегии нашего эго-ума по выживанию и репертуар его уловок.

Однажды, когда вы сядете медитировать, завесы разума раскроются. Вы увидите чистое, как небо, сознание. Облака мыслей уже не будут омрачать его, – за исключением одной тончайшей мысли, которая прошепчет: «О, это здорово! Наконец-то успех! Держись за него». Наверное, вы уже неоднократно попадали в эту ловушку. В конце концов вы поймете, что единственная вещь, которую не нужно отпускать – это отпускание как таковое. Осознание – это тоже мысль, и пока мы ее не отпустим, мы не будем свободны. Вот как можно стабилизировать вашу практику: никогда не переоценивайте то, что уже получили. Вот что еще говорит Иисус относительно радикальной простоты узкого пути метаной: «Кто сохранит свою жизнь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот найдет ее».

Отпустить – значит потерять все.

Медитирующие приобретают вкус к этой мудрости в своей ежедневной практике. Каждая ежедневная медитация является частью одного и того же опыта. Для тех, кто идет по этому пути, молитвенная формула – наша мантра – раскрывает мощное незримое присутствие Христа, ведущего нас, как наш личный учитель, во все более глубокую метанойю. В облаках наших иллюзий появляются пробелы. Тренируя свое сознание, мы начинаем видеть его таким, как оно есть. Мы учимся всматриваться внутрь. Мы постепенно очищаемся от препятствий невежества, сформированных страхами или устремлениями нашей ранней жизненной истории или приобретенными в нашей культурной формации. Око нашего сердца открывается. Теперь мы правильнее понимаем поиск Бога: Бог не является «чем-то», каким-то объектом, который можно найти и схватить. Он сам есть свет, благодаря которому мы видим.

Самая важная задача в жизни – прожить ее во всей полноте.

«Наш творческий потенциал состоит в том, чтобы полностью ответить на дар нашего бытия. Ответить на этот дар можно очень просто – находясь в глубинной точке нашего происхождения, в Духе Божием

(Джон Мейн «Двери к безмолвию»)

Мастер Экхарт называет это «место» или «точку происхождения» «божественной искрой», присутствующей в нашем самом глубоком, таинственном центре. Метанойя – это путь к открытию этого Центра. Метанойя вовлекает нас в такой парадокс, который может даже пугать непроработанное сознание, но который представляется захватывающим для ясного ума. Мы отпускаем все, пока больше нечего будет отпускать; тогда мы находим не только все, что потеряли, но и все, частью чего это первоначально было.

Эта исторически передаваемая мудрость также является базовым нарративом человеческой жизни. Мы должны рассказывать о ней и пересказывать ее. Особенно это нужно в наши забывчивые времена. Именно этим занимались крупнейшие созерцательные школы, которые, кстати, часто возникали в худшие времена. Например, в Европе 14 века люди страдали от пандемии чумы, – а тогда не было никакой вакцинации, – и это сопровождалось социальным и экономическим хаосом и разделенностью церкви, которая находилась в духовном упадке. Духовные учителя-мистики того периода (например, анонимный автор «Облака неведения», Юлиана Нориджская, Мастер Экхарт и Рюйсбрук) разоблачали проблемы церкви – но не покидали ее. Каждый из них был уникальным проявлением мудрости со своим стилем и мыслью, к которым церковная власть часто относилась настороженно. Однако в самом их разнообразии мы видим глубокое единство видения.

Видение метанойи сияет, как солнце подлинного Я. Это наша «точка происхождения», это наша «божественная искра». Сознание изменяется благодаря упорной практике и спокойным вспышкам самопознания, возникающим из тишины и нерушимости. Наш ум и наш эго – это одно и то же. Подобно луне, сияющей отраженным светом солнца, разум-эго отражает свет бытия, Божественное «Я», поглощающее все фальсификации или противоречия. «Всякий образ Бога есть идол», – говорил Св. Григорий Нисский. Св. Бонавентура открыл – как это впоследствии поймет каждый из нас – что «нужно приостановить все операции разума, чтобы войти в этот священный мистический опыт, который не может быть понят никому, если они полностью не отдадутся ему».

Метанойя – это победоносная капитуляция разума, отказ от раздвоенного действия эго-ума путем устранения внимания от любых мыслей, включая мысли о себе. Это часть мистической традиции церкви, которая более верна Евангелию, чем богословская ортодоксальность или мораль. Теология наиболее сильна, когда признает свои пределы.

Метанойя – это созерцательное путешествие. Она позволяет нам найти и реализовать смысл слов Иисуса в нашем внутреннем пространстве, чего мы не можем сделать, когда разум остается в плену вторичных мыслей и ограничений. Например, «Царство Небесное внутри вас». Это важнейшее изречение Иисуса. В нем раскрывается видение, рожденное в опыте метанойи и ведущее к глубочайшему центру человека, находящемуся с Богом и в Боге. Найдя эту точку нашего происхождения мы познаем реальность напрямую – так, как знает ее Бог – и познаем самих себя, зная, что Бог знает (и любит) нас. Метанойя также ведет к важной тайне нас самих, которая была мистически описана Святым Павлом: мы познаны Богом в вечности, прежде чем начали существовать во плоти. «Бог избрал нас… прежде создания мира» (Еф 1:4), говорит Павел, повторяя слова пророка Иеремии, «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иер 1:5).

Метанойя пробуждает глубокое и трансформирующее самопознание. Но, как кто-то скажет, какое это имеет отношение к моим проблемам или к ценам на отопление моего дома? Имеет ли это все значение в свете того, насколько хорошо я живу в этом мире и в каком направлении движется мир?

Да, это имеет значение. То, как мы думаем о себе, определяет, как мы думаем о других, как действуем в мире и как чувствуем все вокруг себя. Если мы воспринимаем себя как пушечное мясо (как российские призовники, посылаемые убивать украинцев и умирать) или как потребителей-алгоритмов (как люди, целую ночь простаивающие в очередях за новым телефоном Apple), то где чудо жизни? Где та любовь, что происходит из чуда самопознания? Где чудо узнавания себя в других и видения единой божественной ценности и равенства? То, как мы познаем и понимаем себя, имеет значение, поскольку это определяет то, как мы голосуем, как видим разницу между ложью и правдой, как работаем и любим. Наша любовь к окружающим, к миру и к Богу является единым опытом, происходящим из голоса самопознания, звучащего в одном из самых красивых стихов Библии, где человек благодарит Бога за чудо бытия: «Прославляю Тебя за то, что Ты так дивно сотворил меня» (Пс. 138:14).

Как и кого бы мы ни любили, любовь всегда имеет один источник и цель. Когда мы встречаем кого-то и влюбляемся, или когда мы проникаемся состраданием к нуждающимся, мы чувствуем Бога. Мы являемся бенефициарами самого интимного самооткровения Бога. Персидский поэт-суфий Джалаладдин Руми говорит: «Влюбленные не то чтобы встречаются однажды, в определенном месте и времени. Они все время пребывают друг в друге.» Любовь, романтическая или сострадательная, признание другого человека не в качестве воплощения собственных фантазий, а как удивительное и уникальное проявление Бога, изменяет нас до глубины. Это изменение освобождает нас от эгоцентрических иллюзий, пробуждая к познанию себя в другом. Это также часть метанойи.

Подобный опыт является редким и подлинным проявлением «жизни как дара», как говорил Джон Мэйн. Подобной опыт стоит нашего терпеливого ожидания. Наша ежедневная духовная практика готовит нас к нему. И когда он наконец приходит, он становится своего рода «бонусом» на пути метанойи, по которому мы следуем каждый день в нашей жизни.

*

Религия, забывающая эту мистическую мудрость раскрытия божественного в человеческом и человеческого в божественном, либо просто не имеет отношения к человеческому пути, либо даже становится враждебной ему. Но когда религия исполнена этой мудрости, она становится глобальной силой исцеления и прогресса.

Сегодня трудно почувствовать оптимизм относительно институциональной религии, пока не увидишь, как она обновляется переживаемой в общине метанойей; так метанойя касается традиционных форм, как приход. Недавно я был свидетелем того, как метанойя касается традиционных форм религиозности, таких как церковная приходская община. В Дублине о. Джим Кефри, медитатор нашей общины, и энергичная команда его прихожан развивают новый вид созерцательной приходской общины, выражая глубокую созерцательную духовность в активном служении. Этот процесс отмечен скорее глубиной, чем новизной. На праздник Богоявления я отслужил там медитативную мессу, исполненную человеческого тепла и инклюзивности общины, живущей единым духом и единой целью.

Но почему так трудно встать на путь метанои и оставаться на нем? У нас могут быть мгновения ясного неба, залитого солнечным светом любви. Кажется, что они будут длиться целую вечность. И даже если мы их утратим, мы никогда о них уже не забудем. Но погода меняется, душевное небо затягивают облака рассеянных мыслей и отвлечений, шторм стирает нашу память. Боль потерь и сомнений может подорвать уверенность в том, что когда-то казалось незыблемым. Мы – существа, живущие во времени.

Поскольку погода в жизни так непредсказуема, мы должны ремонтировать крышу, пока светит солнце. И даже если во время следующего шторма она снова сломается, возможно, новые повреждения будут уже не так серьезны. Медитация формирует стойкость внутри нас. Она становится частью нашей жизни, о которой мы можем даже не думать, но если мы ее пропускаем, мы быстро ощутим ее нехватку. Мы продолжаем медитировать «в благополучии и в бедах», как говорят учителя пустыни. Какой бы ни была погода, мы не сетуем, мы благодарны за всякий опыт, являющийся частью нашей жизни. Так мы учимся мудрости не оценивать временные, частные переживания во время медитации, вместо этого оставаясь в целостном потоке опыта.

Один из самых трудных уроков, который нужно усвоить – принимать дар, когда появляется то, чего мы ожидали, при этом практикуя отрешенность с самого начала. Любая привязанность формируется незаметно и приводит к чувству владения и страху. Так мы засеваем семена новой боли и потерь. Метанойя действует там, где поддерживается отрешенность. Не сдавайтесь, никогда не переставая отпускать. Сознание метанойи высвобождается в практике медитации, помогая эгоцентричному разуму обретать все большую свободу. Эгоцентризм входит во все наши отношения и в любую нашу деятельность всякий раз, когда мы переходим от благодарности к претензиям на власть, цепляясь за дар. Путь метаной препятствует этому, не позволяя нам падать во все большие иллюзии. Это спасает нас от ловушки собственничества и возвращает нам свободу быть благодарными.

Внешний мир является отражение эго-ума. Если разум не понимает собственной эгоистической природы, мир очень быстро превращается в ментально сконструированную площадку для игр эго. По мере того, как наш разум охватывает метанойя, помогая нам распознать разницу между эго и истинным Я, весь мир становится «точкой происхождения», или местом рождения, для божественно-человеческого.

В этом заключается конечная цель медитации. Мы меняем мир, когда сами находимся в потоке переображения. И когда мы видим свой разум таким, каков он есть, осознавая его эгоцентричность, мы начинаем видеть, что единственный разум, свободный от эго, – это разум Христа. «Мы имеем ум Христа» (1 Кор 2:16), – это действительно потрясающая новость.

Понимание пути метанойи, объединяющей внутреннюю жизнь и внешние события, становится исцелением, исцелением и обожением человеческого состояния. Наша ежедневная медитация является является ни чем иным, как формой верности и преданности метанойе. И да, это конечно имеет значение для всех измерений нашей жизни. Годами мы ходим по кругу, разными способами повторяя ошибки, ища ответы и объяснения на ложные вопросы. Медитация освобождает нас от зацикленности, которую мы сами создаем для себя.

Мы часто спрашиваем: «Какой путь лучший ?» Ответ очевиден: «лучший путь — это верность тому пути, который вы уже избрали». Фактически, метанойя не касается новизны или получения новых знаний. Это скорее освобождение от иллюзий. Метанойя рождается в момент видения того, что реально в каждой форме опыта, в периодах солнечного света или бури. Разум начинает переображаться, как только мы начинаем укрощать его беспокойную и хаотичную деятельность. В тишине мы отпускаем все наши неупорядоченные привязанности, и, когда приоритет чистого Бытия восстановлен, все наши действия меняются.

*

Время учит нас, что сама метанойя является даром. Метанойя – это чудо самоисцеления разума и эго тем, что свободно от эго-ума. Эта свобода преображает разум, сохраняя его полезные качества, но постепенно устраняя механизмы привязанности и иллюзии, являющихся источником его самоповреждений. Ежесекундно мы формируем множество своих «я» – много обманчивых, фальшивых «я». В центре нашего бытия, где мы встречаемся с бесконечной глубиной, где тишина поглощает мысли и образы, мы входим в покой за пределами понимания. Здесь, наконец и навсегда, мы познаем, что нас познают – наша осознанность встречается с большей осознанностью.

Вместо получения новых идей или мыслей метанойя устраняет ложные идентичности и иллюзии. Простая очевидность самопознания, самоосознания – это то, что лучше описывает прогресс на пути человеческого опыта. Иисус говорит «Мария», а Мария, в тот же самый момент осознания и познания, отвечает «Раввуни», «Учитель». Это миг, когда капля сливается с океаном, и в то же время океан сливается с каплей.

*«Метанойя» – это состояние, которое традиционно связывается с понятием «покаянием» и происходит от этой добродетели. Этот термин происходит от двух греческих слов: meta и nous. Приставка «мета» означает выход за пределы, а также подразумевает изменение. Второе слово, «нус» — означает «ум», причем подразумевается не рациональный интеллект, а скорее интуитивный. Это наш способ интуитивно познавать истину. Мастер Экхарт, немецкий мистик 14-го века, описывает это интуитивное знание как видение «глазами сердца» – так же об этом говорят многие ранние мистики церкви. Экхарт говорит, что это «чистое духовное знание; в нем душа возвышается над всем телесным. В нем мы слышим без звука и видим без материи…». («Школа Медитации», Курс 2, письмо 8: «Метанойя»)

Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *