(о. Джон Мейн OSB | Правило Св. Бенедикта | Мастер Экхарт | Евангелие от Иоанна)
Еженедельные чтения для медитативных сессий
о.Джон Мейн OSB «Община любви»
(г. 16 «Бенедиктинская молитва»)
Каким является путь бенедиктинского созерцания? Это — безмолвие, благоговение, чистота сердца, тайна. Человек, живущий этим созерцанием, становится все более чувствительным к присутствию Бога. Что может быть более естественным, чем постоянно призывать в свое сознание невыразимую тайну Божьего присутствия среди нас, поклоняясь ему в безмолвии? Финальная цель этого пути – это Царствие Божие. Но наша ближайшая цель – это очищение сердца, и без этого мы никогда не достигнем финальной цели. Именно поэтому наша молитва должна быть скорее краткой, чем долгой, она должна быть частой, простой и тихой.
Св. Бенедикт называл созерцательную общину школой, и в этой школе мы должны выучить важнейший, первичный урок – концентрироваться на Другом, оставить позади наше собственное эго. Путь Бенедикта довольно прост. В намерении научить нас любить Бога, которого мы не можем увидеть, он предлагает нам начать с того, чтобы полюбить нашего ближнего, которого мы как раз видеть можем. Если мы не сможем сконцентрироваться на нашем ближнем, мы не сможем сконцентрироваться и на Боге.
Две реальности нашей жизни – молитва и община – в сущности одно. Концентрация на нашем ближнем в любви и на Боге в нашей молитве для св. Бенедикта является проявлением вечной молитвы Христа, находящегося в любящих взаимоотношениях с Отцом.
(Глава 20, комментарий с. Джоан Читтистер OSB)
“Если мы обращаемся с просьбой о благосклонности к кому-либо, обладающему могуществом, то делаем это со смирением и почтительностью, без всякой самонадеянности. Насколько же с большим смирением и искренним благоговением должна возноситься наша молитва к Богу, Господу всей вселенной! Нам следует знать, что Богом будет услышана молитва, вознесенная не в многословии, а в чистоте седца и со слезами раскаяния. Молитва наша должна быть краткой и чистой…”
Задача молитвы в том, чтобы помочь нам установить связь с Богом, пребывающим в связи с нами всегда. Определенное время, отведенное для молитвы, служит тому, чтобы вся наша жизнь за гранью формальной молитвы стала молитвой в принципе. Молитва должна преобразить всю нашу жизнь в «чистоту сердца» и в единство с Богом. Также молитва должна привести нас к глубинному контакту с самими собой. Такое понятие, как «слезы раскаяния» или «слезы умиления» изначально указывало на особое состояние души, которая познала свои границы, встретилась лицом к лицу со своими грехами, приняла свои нужды и живет в духе надежды. Именно это видение св. Бенедикт предлагает всем, кто желает приступить к молитвенной жизни в духе его наставлений. Такая молитвенная жизнь – это не просто долгие часы, проведенные в церкви. Скорее это время нашей жизни, прожитое в Духе Божьем – в Духе, которому мы открылись в те моменты церковной молитвы, что были краткими и сильными, лаконичными и глубокими, сжатыми по времени, но пробуждающими душу. «Молитва должна быть краткой и чистой», учит нас Бенедикт. Она не должна быть затянутой и утомительной, длинной и величавой, не должна быть парадной и роскошной. Нет, бенедиктинская молитва кратка, основательна и реалистична. Она должна быть в состоянии привести в движение всю остальную нашу жизнь за гранью самого времени молитвы. Образ жизни, при котором человек буквально не выходит из церкви вовсе не является обязательным признаком святости. Жить в непрестанном влиянии Священного Писания, жить в дыхании Духа – вот что такое святость.
Мастер Экхарт
Бог готов постоянно, но мы совсем не готовы. Бог к нам близок, но мы далеки. Бог внутри, но мы снаружи. Бог в нас дома, но мы чужие! Поэтому пророк говорит: «Хочу молчать и слушать, что Бог во мне говорит». Пусть Бог войдет внутрь, а я не буду выходить наружу.
Евангелие от Иоанна
(Ин 3: 13-17)
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений