(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 7)
Все мы уже знаем, как в общих чертах выглядит наша медитативная дисциплина:
«Сядьте. Сидите сохраняя спокойствие, выпрямившись. Прикройте глаза. Сидите спокойно, но пребывая в сосредоточении. Начните безмолвно повторять про себя ваше слово, вашу молитвенную формулу. Мы рекомендуем слово – «Маранафа». Прислушивайтесь к формуле, повторяя ее мягко, деликатно, но непрестанно. Не думайте ни о чем и ничего себе не представляйте – ни духовного, ни мирского. Возникающие во время медитации мысли или образы воспринимайте просто как рассеивание внимания и постоянно возвращайтесь к повторению своего слова. Медитируйте ежедневно, утром и вечером, по 20-30 минут.»
«Сидите сохраняя спокойствие, выпрямившись» – звучит просто, но на самом деле это не так уж и легко на практике. В течении жизни наше тело приобрело массу дурных привычек, особенно в вопросах, касающихся осанки. Но, тем не менее, держать спину ровно, насколько это возможно для нашего удобства крайне немаловажно. Убедитесь, что ваши плечи опущены и расслаблены. Также проследите, чтобы вместе с ровной спиной ваша грудь была широко раскрыта, давая доступ достаточному количеству воздуха, – это поможет вам не впасть в сонное состояние. В конечном счете, не имеет особого значения, сидим мы просто на стуле или на полу, на подушке; по крайней мере, это не важно до тех пор, пока положение нашего тела продолжает быть удобным для нас в течение всего времени медитации. Наши ступни или колени должны быть прочно и твердо «укоренены» на земле, и таким образом позиция нашего тела становится одним из оснований укорененности в медитативной практике: «положение тела – внешний знак твоей внутренней приверженности медитативной дисциплине… Укореняясь в самих себе, мы утверждаемся в предназначенном для нас в творении месте» (о.Джон Мейн).
Джон Мейн дает еще одну практическую рекомендацию относительно положения рук, советуя сидеть «с ладонями, раскрытыми вверх или перевернутыми вниз, сомкнув большой и указательный пальцы». В восточных традициях медитации соприкосновение большого и указательного пальцев рассматривается как условие для обращения жизненной, психической энергии внутри нашего организма. Для нас же это может стать просто хорошим способом сохранения бдительности – когда наше внимание начнет ослабевать, мы сразу заметим это по тому, что наши пальцы больше не касаются друг друга.
Неспособность спокойно сидеть, оставаясь в одном и том же месте – фактически это и есть первое препятствие на пути медитации. Мы обладаем мощной привычкой постоянно находиться в движении, активно действуя и все время реагируя на каждый внешний раздражитель. И в силу этого процесс пребывания в безмолвии и покое, особенно лишенный каких-либо задач «делать то или это» может показаться нам обескураживающей и странной задачей.
Неугомонность заложена даже в наших генах, так как все наши предки были членами мигрирующих племен. Прекрасным примером подобного поведения может стать для нас ребенок. Все родители и воспитатели знают, что капризничающего и раздраженного ребенка может успокоить движение определенного характера: раскачивание колыбели, убаюкивание на руках при ходьбе или взятие ребенка в коляске с собой на прогулку. В этой попытке сидеть спокойно и не двигаясь, пребывая в одном месте, мы фактически идем вразрез с чем-то, что очень глубоко в нас сидит. Помогая нашему телу оставаться спокойным, давая ему разрешение никак не действовать, мы совершаем первый шаг в противодействии этой склонности к беспокойству. Только лишь путем упорного укрощения желаний, порывов к движению и деятельности мы можем начать осознавать преимущества спокойствия, безмолвия и тишины. Отцы и Матери пустынники, на чьем учении основана христианская медитация, всегда подчеркивали особую важность пребывания в покое, на одном месте:
«Брат пришел в скит к авве Моисею и просил у него наставления. Старец говорил ему: пойди, сиди в своей келье, она тебя научит всему.» [1]
Неугомонность нашего тела, в полной мере охватывая его, перерастает в беспокойство нашего ума. Как раз об этом и пойдет речь в следующем письме.
[1] “Древний Патерик. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов” (Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия)
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru