(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 6)
Медитация – это универсальная духовная дисциплина, лежащая в основе большинства мировых религий и традиций, связанных с духовной мудростью. Во всем этом многообразии традиций мы можем найти самые разные формы медитации, каждая из которых по-своему действенна в своей собственной среде. Все эти формы медитации имеют одну общую особенность – в них внимание акцентируется в большей степени на практике и опыте, нежели на теории и знании.
Также медитация является и аутентичной духовной дисциплиной для христианства, несмотря на то, что иногда она может восприниматься как нечто, окутанное атмосферой наиболее хранимой во всем мире тайны. Отец Лоренс Фримен всегда подчеркивает, что учение Иисуса по своей сути созерцательно, и именно поэтому созерцательная форма молитвы получила такое бурное развитие в IV в., во времена Отцов и Матерей египетского и палестинского пустынничества, основывавших всю свою жизнь на следовании за Иисусом, живших по Его примеру. Св. Иоанн Кассиан в своем труде «Собеседования» («Собеседований отцов Скитской пустыни») собрал множество таких пустыннических наставлений. Именно в этой работе Кассиана бенедиктинский монах о.Джон Мейн OSB вновь открыл традицию созерцательной молитвы, и в дальнейшем, сформулировав её доступным для многих людей нашего времени языком, назвал «Христианской Медитацией». Христианская медитация – путь молитвы, свойственный не только отцам и матерям пустыни, но также и многочисленным христианским мистикам всех времен. Также, это способ молитвы, укоренившийся задолго до реформации и до разделения между римо-католической и восточной православной христианской духовностью. Именно поэтому христианская медитация является прекрасным экуменическим путем совместной молитвы.
Очень важно помнить, что различные способы молитвы, несмотря на свою разность являются одинаково верными и действенными. Вот что об этом пишет о.Лоренс: «Медитация – ни что иное, как утраченное измерение, недостающее в большинстве сегодняшних форм христианской жизни. Она не отрицает иных способов молитвы и только подпитывает наше благоговение перед Таинствами и Писанием.» Далее он раскрывает суть связи, объединяющей все формы молитвы, при этом обращаясь к образу старинного деревянного колеса:
«Цель колеса заключена в том, чтобы перемещать телегу. И молитва является колесом, несущим всю нашу духовную жизнь вперед, к Богу. Чтобы осуществлять движение, колесу необходимо соприкасаться с землей. Не касаясь поверхности земли, колесо больше не двигает телегу, вращаясь вхолостую. Поэтому так важно выделять какое-то реальное время и место в нашей жизни для молитвы.
Спицы колеса представляют собой различные формы молитвы. Все они действенны и верны. В их числе мы имеем Евхаристию, другие Таинства, мистические, просительные, ходатайственные и харизматические формы молитвы, чтение Писания, те или иные формы личного благочестия.
Но что удерживает спицы колеса вместе и тем самым позволяет ему вращаться? Это ось. Все спицы сводятся в одну точку, к тому месту, где расположена ось. Мы можем представить себе, что ось колеса – это Молитва Христа, пребывающая в глубине наших сердец. В оси колеса мы находим покой. Без этой точки неподвижности в самом центре колесо не смогло бы сдвинуться с места.
В медитации мы движемся к покою, лежащему в центре всего нашего бытия. Мы входим в центральную тишину, служащую источником всех наших действий, являющуюся нашим движением к Богу через Христа, пребывающего в нас. Движение колеса невозможно без покоя в его центре. Такова взаимосвязь между действием и созерцанием.»
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru