(о. Лоренс Фримен OSB | о. Джон Мейн OSB | Ориген | Евангелие от Матфея)
Еженедельные чтения для медитативных сессий
.
о.Лоренс Фримен OSB
(«Иисус — внутренний учитель», «Эго на нашем духовном пути»)
Иисус спрашивает нас: “А вы за кого почитаете Меня?” Он обращается к тому измерения нашего бытия, которое можно назвать состоянием непрерывного внимания. Мы безмолвны, когда обращаем внимание, а обратить его способны тогда, когда свободны от «Я» мысли, от саморефлексии, когда не думаем о себе, как о наблюдателе. Такое внимание является самой сутью молитвы. Встреча подлинного Иисуса означает нечто большее нежели встреча с воспоминаниями об историческом Иисусе. Истинный Иисус является тогда, когда мы позволяем бесчисленным образам религиозного или культурного характера, накопленным нами, хотя бы на мгновение затихнуть. Чтение Евангелия в ясности ума и труд безмолвия, совершаемый в медитации готовят нас к этой встрече.
Мы знаем Христа в первую очередь не благодаря своему мышлению, а с помощью веры. И медитация по большому счету является именно молитвой веры. Оставляя позади наши мысли и слова, и оставаясь с молитвенной формулой, с нашей мантрой, мы совершаем акт чистой веры. Это в свою очередь ведет нас к опыту того, чем на самом деле является вера. Вера – это не система верований. Не является она и чем-то, идентичным нашей теологии. Вера – это полученная нами в дар способность участвовать в отношениях. Она реализуется тогда, когда мы в отношениях познаем «Иного».
Наша вера в Иисуса основывается на уверенности в том, что Он обитает внутри нас. Он ведет нас от сосредоточенности на нашем эго – к нашему истинному «Я». Молитва начинается там, где мы входим в молитву Христа, объединяясь с Его человеческим сознанием. Следуя за Ним, находя Его, мы находим истинных себя. Следую за Ним, мы должны оставить себя позади.
о.Джон Мейн OSB «Монастырь без стен (Духовные письма)»
(п. 2 «Пребывая на пути», п. 3 «Принимая дар»)
Христианская молитва динамически содержит в себе присутствие тайны Иисуса. Таков путь, по которому мы с вами идем. Молитва – это встреча с личностью Иисуса, который есть Путь к Отцу. Христианское паломничество это прикосновение, обращение, следование за Христом и путешествие вместе с Христом. С таким пониманием смысла духовного паломничества христианская жизнь никогда не обрушится в самодовольно-эгоцентричную самоудовлетворенность. Таково одно из главнейших христианских прозрений – полнота смысла человеческого бытия выходит за грань нас самих. Спасение не является чем-то, чем можно обладать, что можно присвоить себе. Оно обозначает непрестанное пребывание на Пути, обращенность навстречу динамической силе Иисуса и совместное с Ним восхождение к Отцу. Обретая Спасение, мы входим в Царство Небесное, сокрытое внутри нас»… Нам остается только одно: в полной мере пробудиться к этой живой тайне, присутствующей в нас как реальность «здесь и сейчас». В этом и заключается труд паломничества нашей медитации.
Ориген
(Комментарий на Евангелие от Матфея, 5-я гомилия на Левит)
Пойми, что ты – вторая вселенная, малая вселенная, и что в тебе тоже есть солнце, луна, звезды. Если бы это было не так Господь не сказал бы своим ученикам: «Вы – свет мира» (Мф 5: 14). У этой вселенной есть господин, который правит ею и пребывает в ней, и это – Бог всемогущий, как Сам Он заявляет о Себе через пророков: «Наполняю Я небо и землю» (Иер 23: 24). Услышь, что всемогущий Бог говорит о тебе – я имею в виду о людях: «Вселюсь в них и буду ходить в них. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями» (2 Кор 6: 1, 18).
Если, подобно Петру, мы говорим слова, которыми Симон Петр ответил Христу: «Ты — Христос, Сын Бога Живого», — не потому, что плоть и кровь открыли это нам, но потому, что свет Отца небесного просиял в наших сердцах, то и мы становимся тем же, чем был Петр. Ибо каждый ученик Христа есть камень… Всякое духовное существо есть по природе храм Божий, сотворенный, чтобы воспринять в себя Славу Божию.
Евангелие от Матфея (Мф 16: 13-20)
Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений