(о. Лоренс Фримен OSB | о. Джон Мейн OSB | Григорий Великий | Евангелие от Иоанна)
Еженедельные чтения для медитативных сессий
.
о.Лоренс Фримен OSB «Великопостные размышления 2017»
Вот опасности, подстерегающие нас на духовном пути: самопоглощенность, слишком частые размышления о собственном прогрессе, успехах и поражениях. Это наше обычное состояние убежденности. Мы слишком часто видим мир лишь как планетарную систему, где мы являемся светилом, вокруг которого все вращается. А в ситуациях, когда мы избавлены от такого видения и наконец ставим в центр кого-то другого, мы часто не понимаем, что происходит. Позже, когда мы вспоминаем мир и счастье, которые нам принес подобный подход, мы уже не помним, что обязаны этим тому факту, что на мгновение мы невольно отступили от нашей чудовищной эгоцентричности.
Довольно легко попытаться вспомнить условия, которые привели нас к подобному счастью, – людей, место, восторг, – и забыть о главном условии самоотречения, которое сделало это счастье возможным. Счастье, когда мы вспоминаем о нем как о прошедшем событии, кажется нам результатом некой причины. Но на самом деле счастье всегда находится в настоящем и является причиной всего. Секрет счастья и то, что движет нами на нашем духовном пути, есть одно. Этот секрет настолько очевиден, что мы должны называть его «таинством». Пока мы будем считать его «секретом», мы будем продолжать искать код, пароль, ключ, эзотерический трюк, который сможет открыть его нам. Но если мы увидим его как «таинство», мы поймем, что нам нужно лишь войти в него – и не оглядываться.
Бл. Диадох Фотийский понимал это таинство в смысле любви к другим. Поскольку «любовь» для нас обладает слишком большим количеством значений и подтекстов, давайте просто назовем ее подлинным (т.е., неэгоистичным) вниманием к другим. Диадох сказал, что, когда мы переживаем любовь Бога во всем ее богатстве, мы начинаем любить других со всей осознанностью, которая проистекает непосредственно из духовных измерений. Иногда, когда люди медитируют впервые, доверчиво и даже немного по-детски, безо всяких требований и ожиданий, внутри них неожиданно открывается люк, сквозь который они проваливаются в опыт, которого не знали никогда прежде, и который невозможно описать. Они редко называют это «любовью», потому что это может сильно отличаться от того, что мы привыкли представлять себе при слове «любовь». Но, по сути, это и есть богатая и обогащающая нас Божья любовь в центре и источнике нашего бытия.
Когда эта любовь касается нас, – или когда мы ее касаемся, пусть даже на мгновение, – она вызывает в нас постоянное обращение. Главный эффект этого чувствуется во всех наших взаимоотношениях. Диадох говорил, что новое качество внимания, которое мы приносим в отношения, и есть любовь, о которой говорит Писание. Дружба, по нашему обычному ее опыту, довольно хрупка. Предательства, разочарования, недоверие или зависть могут разрушить даже самые крепкие дружбы. Но, если эта обогащающая любовь просыпается в нас, мы становимся способны лучше выдержать шторм, и наши отношения могут выжить. «Когда человек духовно пробужден, даже если его что-то раздражает, узы любви не растворяются; возрождая себя теплом Божьей любви, он быстро восстанавливается и с великой радостью ищет любви своего ближнего, даже если был серьезно обижен или оскорблен». (Бл. Диадох Фотийский «Подвижнические слова»)
Духовное искусство жизни не связано с нашей силой воли. Прощение, исцеление и восстановление отношений также не связано со сверхчеловеческой беспристрастностью или святостью. Это естественный ответ для каждого, кто испил из глубочайшего внутреннего источника любви. Мы можем описать это как более совершенную способность уделять внимание. Это даже нечто большее: более совершенная способность любить. Или, как сказал об этом Диадох, «сладость Бога полностью поглощает горечь раздоров».
о.Джон Мейн OSB «Монастырь без стен (Духовные письма)» (п. 4 «Полнота открытости и жизни»)
Путь медитации ведет нас к полноте человеческой природы, к полноте жизни. Медитируя, мы стремимся оставаться в центре реальности, вглядываясь в «medio» (лат. — середина) и осознавая, что это центр не нас, но Бога. В медитации мы вступаем в живой поток веры, наделяющей смыслом ту традицию, что сформировала нас. Мы входим в состояние веры, в котором мы непосредственно и личностно встречаемся с присутствием живого Христа в нас, узнавая Его за гранью языка и мышления. Мы узнаем Его, несмотря на то, что Он «за гранью знания». Это не знание о Боге, как об объекте, ведь Бог не может быть познан таким образом. Об этой истине христианская традиция говорила, начиная со св. Иринея Лионского, по словам которого «без Бога не познаешь Бога». Только Бог может знать Бога. Все мы призваны участвовать в Божьем самопознании, и это призвание может быть реализовано в нашем единстве с Иисусом. Такое знание – не просто интеллектуальное осмысление Божьего величия, абсолютности или сострадания. Самопознание Бога это любовь, и любовь – это Троица. Это основная сила и прообраз всего творения. Бог есть любовь, учит нас апостол Иоанн. И мы призваны Любовью к любви.
Григорий Великий «Нравоучения на Иова»
Бог есть любовь. Он — направленный вовне любовный экстаз, причащающий к Своей жизни все творение. Этот экстаз осуществляется в порыве, подобием которого является любовный эрос мужчины и женщины и который достигает совершенства в святости, в сознательном приобщении к Тому, Кто есть Всеполнота Прекрасного и Благого. Влечение — это прежде всего влечение Бога к нам, на которое желает ответить всякий человеческий, Бого-человеческий, эрос.
«Влюбленные не принадлежат самим себе, но принадлежат тому, что они любят. Так же и Бог отдает Себя, улавливая все существа влечением Своей любви и Своего желания» (Максим Исповедник)
Евангелие от Иоанна (Ин 13: 31-35)
Когда Иуда вышел из горницы, Иисус сказал: Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём. Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений