Памятная месса, отслуженная о. Лоренсом 29 декабря 2007 г. в Вестминстерском соборе в память о. Джона Мейна, ушедшего к Господу 30 декабря 1982 г.
«Я очень рад этой евхаристической встрече в Вестминстерском соборе, которой мы можем почтить память о жизни и учении о.Джона. Джон Мейн сделал значительный вклад в сокровищницу мудрости христианского монашеского учительства и в опыт Вселенской Церкви своим современным учением о медитации как чистой молитве, oratio pura. Он был монахом великой глубины а также исключительного исторического значения.»
(аббат-генерал эмерит бенедиктинской конгрегации Оливетанцев о. Микеланджело Тирибили OSB)
Нужно немало людей, чтобы посеять Слово, но многие нужны еще и для того, чтобы полить его ростки. Распространение веры и расширение духовной общины делают эти процессы необходимыми. У божьего народа прошлого был лишь один алтарь, но и им было нужно немало учителей. Насколько же велики потребности сегодняшнего человечества, этого «богатого собрания народов, для чьих жертв во всем Ливане не хватило бы кедров для всесожжения».
Если бы не отсылка к Ливану, как источнику древесины для жертвенного огня, мы могли бы подумать, что эти слова св. Фомы Кентерберийского сказаны сегодня. Население земного шара непрерывно растет (ежедневно прибавляется около 211000 человек, а ежегодно – словно население еще одной Германии). Церкви мучительно ясно осознают, насколько остро необходимо сажать и поливать семена Живого Божьего Слова, и как это непросто. Мы знаем, что нам необходимо много учителей мудрости.
Сегодня мы пришли в это святое место, одну из церквей-матерей английского христианства, чтобы вспомнить о жизни, учении и живом примере одного из таких учителей, которого Господь призвал в наше время, чтобы поставить его на служение этим безотлагательным нуждам.
Джон Мейн родился в Лондоне в 1926 г., но корни его веры лежат глубоко в кельтской христианской традиции, и свои ирландские корни – в той же степени, что и ощущение себя гражданином всего мира – он пронес через все эти годы. Еще ребенком он воспевал хвалу Господу в хоре кафедрального собора. За 56 лет своей жизни он пережил опыт множества жизненных ролей – студент, солдат, дипломат, юрист, профессор и, наконец, он действительно нашел себя, оставив позади свое «я» – то есть став монахом. И именно став монахом, он открыл в себе и дар учительства, а также то особое послание, которым он хотел поделиться с другими – со своими спутниками на пути жизненного паломничества.
Пророческим образом он понял нужды и кризис современного христианства – как оно нуждается в возвращении к своим созерцательным корням, чтобы лучше раскрыться навстречу миру – миру, настолько изменчивому, что уже сама скорость изменений оторвала и отторгла несколько поколений людей от своих корней и своей веры.
Он был человеком традиции. Но он понимал традицию именно как корневую систему. Именно потому он был еще и весьма радикальной, по-своему даже революционной религиозной фигурой нашего времени. Он распознавал знаки времени и видел, что старые формы и структуры должны быть смело пересмотрены и приспособлены к духовности новой фазы истории, в которую мы вошли. Для него – также как и для раннехристианских монахов-пустынников, у которых он учился – это означало переоткрытие силы молитвы, как пути личностной, внутренней трансформации. Отец Джон понял, что любая форма молитвы ведет к созерцанию, являющемуся абсолютной целью человеческой жизни.
Когда ранняя Церковь столкнулась с институциями языческого мира, она поняла, что не может мгновенно заставить их сменить свои взгляды по приказу. Если вы разрушите один храм, разобьете статуи, перебьете жрецов, – то появится новый храм в каком-нибудь другом священном лесу, и старые ритуалы будут возобновлены. Итак – прагматично и неизбежно – Церковь изменила свою стратегию. Она стала обращать храмы старой веры в церкви, нанимала жрецов, обращая их и уча их быть священниками, превращала старых богов в новых святых. Интеграция, а не конкуренция. Так началась богатая и чудесная эра христианства. Но мы, люди, живущие в конце эпохи тотального доминирования христианства, можем задаться вопросом, насколько в действительности глубок был процесс обращения. Насколько хорошо принялись семена Слова в почве западного сознания? Как эта величайшая традиция могла оказаться настолько ранимой по отношению к новым идеям, науке, технологиям, настолько сопротивляться демократии, индивидуальности, современности, – и, наконец, оказаться настолько беспомощной перед лицом общества потребления?
Джон Мейн не впадал в панику перед лицом кризиса современного христианства. Он был могучей фигурой надежды, учителем доверия и смелости, потому что понимал – по сути, христианство не коллапсирует, а поднимается на новый, более глубокий духовный уровень. Можно сказать, что это только самое начало. Он видел, что этот ренессанс не должен быть перехвачен попытками спасения и создания подпорок под падающей структурой, но, говоря словами апостола Павла, с чьим духом он настолько глубоко резонировал, он мог сказать: «Не приспосабливайся к шаблонам настоящего, но позволь своему сознанию пережить внутреннюю трансформацию, и тогда вся твоя природа будет преображена» (Рим 12:2).
Джон Мейн часто повторял, что его послание является очень простым, и кроме этого ему больше сказать нечего. Он обладал гением простоты и способностью передавать очень глубокие идеи, и он сконцентрировал все это послание в идее повторения «одного малого слова». «Повторяй свою молитвенную формулу, повторяй свою мантру», – таково было его послание. Но если вам кажется, что это слишком просто, вспомните о том контексте, в который он помещал эту мысль, а также о том, насколько глубокой может быть простота.
Медитация не замещает другие формы молитвы. Она оживляет их – молитва сердца, или «чистая молитва», освежает молитву чтения Писания, Литургию и все прочие формы нашей духовной жизни. Она оберегает нас от суеверия, твердолобости и пустой обрядности. Медитация, как говорил Джон Мейн, является не техникой, но дисциплиной. Повторяйте свою мантру, довольствуйтесь этим, а затем живите дальше с плодами этого духовного труда. Просто – не значит легко.
За этим чудесным практическим и универсальным учением стоит вся созерцательная традиция христианства, а также собственное прозрение Джона Мейна о том, что кризис современного мира требует именно духовного решения. Это не означает только лишь «религиозного» решения, хотя Джон Мейн говорил, что религия является сущностной частью человеческой природы. Он также замечал, что религия без глубокой созерцательной духовности может стать даже опасной.
Религия является конструктивной и освобождающей, пока она остается носителем духа созерцания; пока она остается способом личностной и колективной трансформации. То, в чем мы нуждаемся, чтобы решить наши проблемы, вновь обрести нашу человечность и баланс – это новое созерцательное сознание, ведущее к «новой святости, обращенной к нашему времени», как об этом пророчески говорила Симона Вейль.
К сожалению, это невозможно ввести законодательно. Это не может быть навязано. Этому даже нельзя научить. Это нужно уловить, в это нужно войти, как в благодать. Это нужно принять, как чистый дар. Мы должны получить дар. Медитация, говорил о. Джон, это способ принятия дара нашего бытия, – и, мы могли бы добавить, выражаясь языком современных теологов, получая этот дар, мы становимся «одаренными дарителями». Те, кто получает, должны уметь делиться. Те, кто учится, должны учить. Это объясняет, почему мы сегодня находимся здесь, представляя группы и центры нашей общины из самых разных уголков мира. А если сказать об этом так просто, как это умел делать Джон Мейн – «медитация творит общину». Не клуб, не институт, – но общину.
Многие из нас сегодня являются участниками или лидерами таких небольших медитативных групп. Здесь, в соборе, тоже есть такие группы: например, ежедневная группа, встречающаяся в обеденный перерыв, а также еженедельная вечерняя группа. Некоторые из нас здесь являются бенедиктинскими облатами WCCM – такие же обычные медитирующие христиане, обнаружившие в духе Св. Бенедикта путь переживания той силы, которую приносит ежедневное медитативное паломничества в наши сердца. Многие из вас – учителя, открывшие, что простое учение медитации прекрасно резонирует с простым сознанием ребенка, а также помогает облегчить сложные перепетии взросления. В Иезуитском университете Джорджтауна в Вашингтоне новый «Центр медитации и межрелигиозного диалога Джона Мейна» ежедневно проходит по две медитативные встречи для студентов. Многие из вас возглавляют группы в приходах или участвуют в них, помогая обновить эти христианские общины на созерцательном уровне, охватывающем каждый аспект приходской жизни и структур, Литургии и служения. Некоторые из вас – рукоположенные служители Церкви, которые знают, что это служение должно быть основано на глубокой личной молитве. Кто-то из вас является участником программы «12 шагов», и обнаружил, что благодать, сопутствующая избавлению от зависимости более полным образом проявляется через глубокое осознание смысла 11-го шага – вознесения ума к встрече с Богом через молитву и медитацию. Ко-то из присутствующих несет на себе большую ответственность в сфере бизнеса, финансов, той или иной профессии или социальной деятельности и знает, как важно внутреннее равновесие и духовное здоровье для исполнения своих обязанностей должным образом. Многие в своей жизни переживают таинство брака и научились у отца Джона тому, что внимание к нашему внутреннему уединению в комнате сердца взращивает способность строить отношения с супругами и детьми. И наконец, кто-то из вас трудится ради мира и справедливости, и стремясь разрешить конфликты без насилия – вы также обнаружили, что только созерцательное сознание способно добиться этого.
Все участвующие в инициативах межрелигиозного диалога знают, что медитация открывает нас к восприятию сокровенной общей основы, на которой только с помощью истинной и прочной дружбы можно устоять под натиском трудностей, связанных со всеобщим многобразием, с мировой историей разделений. Участники нашей общины, работающие в сфере заботы о умирающих и в медицине ощутили, насколько ежедневная медитативная практика обновляет и поддерживает открытость, необходимую для того, чтобы слушать и уделять внимание. Словом, молитва – наш хлеб насущный. Мы получаем этот хлеб из источника бесконечной глубины, более глубокого, чем все наши величайшие мысли или самые мощные чувства, которые только могут нас посетить или быть выражены.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы евхаристически отпраздновать память одного из учителей, который научил многих других учителей, и всегда при этом указывал за грань себя и своей собственной личности – на Иисуса как Учителя учителей. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья и сестры.» (Мф 23:8) Мы благодарим Бога за все то, что пришло к нам через Джона Мейна и что продолжает течь в русле обновления церкви и мира через его личность. Нас радует то, что его личность была не изолированной, но единой с тем, что ее превосходит, и все кто знал его лично, лучше поняли, что такое святость. Отец Джон был глубоко соединен с Богом любовью, творившей и вдохновлявшей его, бывшей основой его жажды и голода истины. Его человеческие дары – личность, лидерство, интеллект и воображение – были преображены в течении жизни этой любовью. В нем, как и во многих святых, мы видим не просто объект для восхищения, но и тот потенциал, тот истинный смысл, который скрыт в каждом из нас. Его образ, слова, книги помогают прорастить семена созерцания в наших сердцах, и это приводит нас к полноте бытия, к истинной святости. Это ведет нас за грань наших страхов, гнева, неуверенности в себе или самоотвержения.
Таков смысл нашего сегодняшнего праздника. Но евхаристическое торжество – не триумф. Христианский праздник не упускает из виду ту слабость, в которой должна проявиться сила Бога. Один из аспектов слабости – это наша уязвимость по отношению к разного рода несчастным случаям. Можно привести множество примеров таких случаев – тираж буклетов к этой мессе не был вовремя получен из типографии, рак унес жизнь Джона Мейна в самом расцвете сил, постоянно растущие группы нашей общины хрупки и малы. Вся наша община, растущая в разных местах мира, имеет очень шаткое административное устройство. Временами наша слабость, наша человеческая смертность может сбивать нас с ног. Но пример отца Джона, принявшего свою судьбу, учит нас чему-то важному. Джон Мейн принял раннюю смерть, ставшую его уделом благодати, и эта благодать стала сиять, достигая жизни многих других людей. Но он, как и все мы, также перенес определенное чувство неудачи и разочарования.
Эта слабость является и частью нашего литургического праздника. Ведь вы помните, каков смысл Евхаристии? Памятование об этом смысле является частью нашего смирения, и время от времени (если мы сопротивляемся смирению) должно пониматься, как та часть обновления христианства, которую, как я уже ранее говорил, мы часто воспринимаем унизительной. Это и есть смирение Христа, разоблачающее и смиряющее всю человеческую гордость. Это и смирение простоты нашей молитвенной формулы, смирение мантры, смирение нашей ежедневной медитации. Наш путь медитации естественно подходит далеко не каждому. Есть множество других путей. Но если вы чувствуете свое призвание к этому пути, примите его со всей искренностью и приверженностью, о которых говорил Джон Мейн и к которым он нас призывал. Ведь эта приверженность является одним из путей служения Телу Христа.
За прошедшие годы мы увидели, как Бог осуществляет свою удивительную работу через отдельных учителей, и узнали о том, что каждый из нас призван быть каналом благодати для других. Смотря с сегодняшней позиции на историю нашей общины, на те направления, в которых она развивается, мы видим силу, с которой Бог входит в наши человеческие слабости. Поэтому сегодня мы собрались здесь чтобы осознать не только труды Джона Мейна, но в первую очередь Божий труд, осуществляющийся через личность о. Джона. Если мы действительно сможем посмотреть на жизнь и наследие Джона Мейна таким образом, думаю, он будет счастлив. Он обязательно будет присутствовать здесь вместе с нами, со всеми теми своими дарами, цель которых одна – сообщать нам радость Воскресшего Христа.
Перевод: Альберт Захаров Obl OSB
Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru Заранее благодарим Вас!
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений