(Проповедь на воскресной медитативной Месе, 30.06.2024)
Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошёл к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого, косноязычного, и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему, и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул, и сказал ему: «еффафа», то есть: «отверзись». И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но, сколько Он ни запрещал им, они ещё более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.
Мк 7: 31-37
Есть такая английская пословица: нет никого более глухого, чем тот, кто не слышит других. Существует не только физическая, но и эмоциональная глухота — когда мы отказываемся слышать о потребностях окружающих. Мы видим только их поведение, возможно, их плохое поведение, и мы не прислушиваемся к их более глубокой мольбе о помощи, исцелении и внимании. Тогда возникает интеллектуальная глухота, в которой мы можем быть переполнены знаниями о чем-то, иметь множество собственных мнений, быть хорошо информированными и уверенными, что то, во что мы верим, абсолютно правильно. Это значит, что мы не способны слушать других, будучи уверенными, что знаем истину.
Так что существует много разных форм глухоты, и физическую глухоту, лежащую в основе нашей евангельской истории, следует рассматривать символически. Конечно, существует так много уровней интерпретации текста, что иногда вы можете подумать о том, что, возможно, нам следует перестать толковать или комментировать все эти чтения, просто оставив их в памяти. Но поскольку у нас слабая концентрация внимания и мы очень быстро забываем эти истории, делая свой небольшой комментарий, хотя и не совершенный, мы можем сохранить прочитанное в сознании немного дольше.
Путешествие, которое совершает Иисус, становится контекстом чуда, и также этим контекстом становятся всевозможные местные политические и религиозные ассоциации — все это приводит Иисуса, имевшего репутацию хорошего целителя, к глухому человеку. Я лично знаю целителей, которые, хоть и не признаны медициной, но способны оказать действенную помощь. Однажды я встретил одного очень честного целителя, с очень хорошей репутацией. Но сам он о себе говорил так: у меня нет благодати, у меня нет каких-то особых сил, и то, что я делаю, не всегда помогает. Но люди ожидают, что моя работа им поможет, и поэтому я часто оказываюсь в определенной дилемме — ведь я не могу им сказать, что, мол, вот сегодня я сомневаюсь, что точно смогу исцелить вас.
Есть много разных путей исцеления. Настоящий целитель никогда не будет рассматривать исцеление с точки зрения собственной власти или репутации. И это, пожалуй, одна из причин, почему Иисус в большинстве этих историй о чудесах говорит людям — смотрите, это между нами, не афишуйте это. Но, конечно, люди это все равно делали. Люди чаще всего не хотят делать то, что им прикажут, и потому Иисус на время получил феноменальную репутацию целителя.
Наверняка это удобный способ для нас начать знакомиться с Исусом, открывая его для себя как Целителя. Но это только начало. Когда Иисус завершил свой человеческий жизненный путь, люди насмехались над ним, во время его страданий на Кресте, и говорили, что он, мол, исцелял других — почему он не может исцелить себя? Мы должны получить правильное понимание исцеления, и я верю, что на определенном уровне в этой истории исцеления есть и нечто-то буквальное. Но также, конечно, исцеление является и чем-то большим, что выражено символическими терминами.
К Иисусу приводят этого глухого человека, у которого была нарушена речь. Человек попросил Иисуса возложить на него руки. Но Иисус взял и отвел его подальше от толпы. Есть некоторые уровни исцеления, которые требуют интимности и приватности, конфиденциальности и чистого внимания к другому человеку. Они требуют полного доверия. Речь идет не обо всех видах исцеления, но есть некоторые, требующие именно такого уровня отношений. Возможно, это те ситуации, когда сложность причины такова, что ее можно решить только при непосредственном контакте. Часто мы не знаем, в чем состоит причина нашей проблемы, которую мы хотим излечить.
Давайте поразмышляем о психологических причинах состояния этого глухого и немого человека. Возможно, он имел проблемы с речью, и над ним издевались из-за этого. Его товарищи, с которыми он играл, и, возможно, даже взрослые, смеялись над ним. Кто-то наверное говорил — о, его семья, должно быть совершила что-то плохое, это его плохая карма, это его вина. Поэтому, возможно, он решил быть глухим, чтобы не слышать всех этих жестоких слов. Я не знаю точно, но это вполне возможно. В любом случае Иисус решает, что это именно вид исцеления «один на один», и он уединяется с этим человеком, вкладывает пальцы в его уши, и касается его языка плевком. Это максимальная интимность, близость. Затем Иисус взглянул на небо и вздохнул в знак сострадания. Сострадание означает, что вы страдаете вместе с кем-то другим. Сострадание – это когда вы не просто профессионально исцеляете больного человека, но когда вы находитесь в глубоком единстве с ним. Иисус смотрит на небо, зная, что эта благодать исцеления приходит свыше или извне, и говорит: «Еффафа», откройся.
Иисус никогда не говорит, что «я исцелю вас». Но он всегда отвечает на просьбу об исцелении. Он не рассматривает исцеление как нечто, что связано с его эго. Он участвует в благодати, которой он полон, в благодати, которая формирует его жизнь и его судьбу. Эта благодать является частью его жизни и служения. Он не говорит «Я», потому что это деятельность, которая не сосредоточена на чьем-то эгоизме. Он может исцелять, потому что он сам полностью открыт. Поэтому сначала уши этого человека были открыты, и хатем затем язык освобожден — и тогда он заговорил. Мы не знаем, что было первым из того, что он сказал. Возможно, «спасибо»? Хотя обычно, когда мы исцеляемся, мы настолько рады, что выздоровели, что можем и забыть сначала сказать «спасибо».
Мы можем интерпретировать это многими способами. К примеру, мы можем интерпретировать это в терминах нашей медитации. Мы приходим к медитации потому, что знаем, что мы глухи — глухи, как я уже говорил ранее, интеллектуально. Мы заперты в своих предубеждениях или в эмоциональном чувстве собственного превосходства, мы не хотим иметь ничего общего с людьми, которые нам не нравятся. Есть так много способов быть глухими. Но мы всегда каким-то образом знаем, что это состояние является болезнью или нашей поврежденностью, от которой нам нужно вылечиться. И в этом смысле единственное, что лечит глухоту, это… Как вы думаете, что это?
Единственное, что лечит глухоту, это молчание, это глубокая тишина. Настоящая тишина, чистая тишина. Безмолвие. Человек из истории был не только глухим, но и не мог говорить. Но исцеление, через которое его провел Иисус, было погружением в его собственное безмолвие, знакомством с этим безмолвием. Безмолвие, как и многие из нас, не любит публичности, не любит быть снято на камеру. Безмолвие, Silentium – это не просто отсутствие речи или шума. Когда вокруг тихо – это Quies, всего лишь простая тишина. И, конечно же, нам всем необходима это техническая тишина. В нее мы начинаем.
Мы живем в мире, который далек от того, чтобы быть тихим. Мы всегда в толпе, и даже если вы живете в созерцательной общине, вы все еще можете продолжать жить в толпе — толпе мыслей, толпе воспоминаний из прошлого, толпе наших предубеждений, толпе наших страхов, толпе наших просмотров контента в Интернете… Постоянная фиксация на чем-то, постоянное планирование, постоянный контроль. Поэтому мы живем в толпе, и один из самых простых способов это преодолеть, это сказать — пойду и уединюсь, мне не нужно медитировать с другими людьми, я могу медитировать сам, мне не нужно жить с другими. Вы можете сказать себе — я построю скит высоко в горах и останусь там наедине с собой. Это один из способов. Попробуйте, если хотите.
Но другой способ – принять, что мы живем в реальном мире, с реальными людьми. Быть реалистичными по поводу того, кем мы являемся, где мы находимся. В этом случае мы должны выйти из толпы, шумового волнения нашего разума, введя в нашу жизнь работу безмолвия. Безмолвие приведет нас к настоящему уединению.
У меня есть друг, известный художник. Я расспрашивал его о том, как он работает. Он сказал, что обычно рисует три картины одновременно. Я спросил – тебя это не отвлекает? Мой друг ответил – нет, наоборот это держит мое внимание свежим и помогает сохранять отстраненность. Потому что если я работаю только над чем-то одним, мое эго слишком втягивается в это. Он продолжил – я работаю некоторое время над одной картиной, а затем перехожу к другой и обновляю ее спонтанно и творчески. Когда я начинаю зацикливаться на этом, я перехожу к следующей работе. Стоит отметить, что этот человек также медитирует, и, возможно, именно медитация привела его к этой мудрости в работе. Медитация является подлинной отстраненностью от того, во что мы вовлечены, включая толпу мыслей в нашем уме.
И вот как я вижу смысл этой истории, с этой точки зрения. Важно видеть, что Иисус ведет этого больного человека от толпы к состоянию уединения. И дальше Иисус ведет его к опыту безмолвия, которого он никогда раньше не знал. В этом человеке разворачивается чистая работа безмолвия. Мастер Экхарт говорил, что ничто так не похоже на Бога, как Безмолвие. Если мы находимся в настоящем безмолвии, а не просто в тихом месте — не просто успокаиваем свой ум и чувствуем поверхностный покой и уют — но если в нас совершается работа Безмолвия, тогда мы пребываем в Боге. И даже если мы не вполне молчаливы — нас начнут вести за пределы толпы, в Божье Безмолвие. Человек из евангельской истории восстановился не только к способности слушать, но и к тому, чтобы общаться, говорить. Он снова сможет общаться с другими. Он больше не будет бояться выражать свое мнение. Он не будет бояться того, что другие люди могут подумать о нем. Он будет бесстрашен. И также он сможет слушать то, что говорят другие.
Давайте молиться о том, чтобы мы сами в нашей медитации смогли полностью приобщиться к работе Безмолвия. Чтобы мы могли стать свободными.
Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru Заранее благодарим Вас!
Перевод: Альберт Захаров
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений