(Проповедь на воскресной медитативной Месе, 28.07.2024)
Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят дурные помыслы, распутство, кражи, убийства, прелюбодеяние, себялюбие, коварство, обман, непотребство, зависть, клевета, высокомерие и безрассудство. Всё это зло исходит изнутри и оскверняет человека.
(Мк 7: 1-8а, 14-15, 21-23)
Когда я был маленьким мальчиком, я рос в среде католической веры, которую я любил. Но это было время как раз перед II Ватиканским собором, и я довольно смутно помню все правила, которые мы должны были соблюдать в повседневной жизни. Тогда мы должны были поститься с полуночи, прежде чем могли пойти на причастие на следующий день. Затем это было 3 часа, затем 1 час. Но подход к правилам был очень строг. Когда я стал священником и начал служить мессу в маленьком монастыре недалеко от нашего семейного дома, это было очень магистично – никому кроме священника не разрешалось касаться священных сосудов, по крайней мере публично. Только сестры могли их чистить. Все эти правила и положения не были плохими – они действительно давали определенное ощущение Священного. И, конечно, для ребенка они были увлекательными. Но, я думаю, по мере взросления я стал видеть, что для многих людей они стали навязчивыми и слишком скрупулезными. Люди боялись, что попадут в ад, потому что они пошли на причастие на час просрочив свой пост, или из-за нарушений еще каких-то предусмотренных традицией мелочей.
Я думаю, что в сегодняшнем чтении мы видим очень интересное явление – Иисус явно говорит с точки зрения чистого сознания в своем наставлении, и оттуда Он обращается к очень узкому сознанию фарисеев. В наше время это происходит снова. Мы всегда можем начать возвращаться к более низким уровням сознания. Они кажутся нам безопаснее, и мы чувствуем себя безопаснее, когда соблюдаем все эти правила и нормы. Более того, нам не только безопаснее, мы чувствуем себя немного выше других и мы свысока смотрим на всех других людей, которые не соблюдают все эти правила и нормы. Мы говорим о них – бедные, они этого всего не делают, у них нет знаний, они не знают пути… Это очень опасная для нас позиция.
Сознание просто должно постепенно расширяться. В истории человечества бывают моменты, когда мы, кажется, снова проваливаемся в яму и возвращаемся к более примитивному видению и тем стратегиям, которые накладывают полный контроль на все, как многие авторитарные режимы во всем мире сегодня пытаются сделать. И даже в том, что мы называем свободным современным миром, также много способов контроля, когда мы контролируемся алгоритмами. Но каждый аспект жизни, который мы жестко контролируем, делает человеческий опыт жизни жестким и негибким, возвращает на самом деле нас к очень низкому уровню сознания. И я бы сказал, что это более низкий уровень сознания, чем то, что я ощутил в пещерах Ласко (палеолитическая достопримечательность во Франции), глядя на прекрасные картины животных, которых создали наши первобытные предки. Поэтому мы должны быть осторожными, чтобы не скатиться назад на более низкие, жесткие уровни сознания — в очаги страха и ограниченности разума.
Призыв Христа, который мы видим в Евангелии, состоит в том, чтобы вырваться из тех тюремных клеток, которые мы создаем для себя и в которые пытаемся поместить других людей, и вырваться из этого порабощения в большое открытое пространство, в чистое голубое небо Царства Божьего.
После того, как Иисус сказал фарисеям и книжникам, что он о них думает, он призывает людей к себе. Он хочет поведать всем свое универсальное учение, и он говорит – просто поймите это. Это учение не о том, что вы делаете внешне, и не о том, как вам правильно питаться. Иногда люди очень придирчиво относятся к собственной диете. Дело не в том, что мы вносим в себя извне. Важно, что исходит из нас. То, что исходит из нас, может вредить нам самим, вредить миру. Это наши отношения с другими людьми, это слова, которые мы говорим или то, что мы умалчиваем из-за страха. Мы живем в маленьких коробочках страха. Это вещи, контролирующие нас с нашей теневой стороны. Мы все это имеем, и Иисус дает нам перечень этих вещей, начиная от кражи, убийства и прелюбодеяния, и до зависти, клеветы, гордости, и всех прочих маленьких темных теней в нас. Это то, что нам нужно разбить и разоблачить перед Великой Свободой, которую святой Павел называет славной свободой детей Божиих. И это, по моему мнению, и есть основное послание Евангелия. Это вечное, универсальное для всех времен послание. Мы постоянно забываем об этом и отступаем назад, поэтому мы должны очистить сердце, и получить это великое блаженство – блаженны те, кто имеют чистое сердце, потому что они увидят Бога.
Итак, нам нужна созерцательная практика, которая делает то, что очищает сердце изо дня в день, даже если это займет пять часов в неделю. Это и есть хорошо проведенное время. Нет лучшего способа провести наше время, очистить наши сердца и поддержать друг друга в этом – это и есть работа общины.
Наша созерцательная практика может начаться в любое время и на любом уровне сознания, на котором мы находимся сейчас. Вот почему мы можем учить этому детей, и должны это делать. Позже в жизни, по мере взросления, нам труднее становится открытым для перемен, чтобы научиться расширять наше Сознание. Это может быть сложнее, потому что мы обустроили наши пути, и мы думаем, что мы знаем, чем мы являемся. Но мы всегда можем поменяться. Это также великий дар общины, включающей в себя много разных поколений – он состоит в том, что дети учат нас, и из благодарности мы можем учить детей.
Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru Заранее благодарим Вас!
Перевод: Альберт Захаров
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений