2.36 «Таинство времени»

(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 35)

Начнем сегодняшнюю беседу с цитаты о. Беды Гриффитса: «Однажды мы должны выйти за пределы всех форм мышления – даже за пределы всех религиозных концепций. Все идеи относятся к миру знаков или символов – проявлений Бога в человеческой мысли – но сам Бог, сама Высшая Истина вне всяких форм мышления». (Беда Гриффитс OSB)

Мы должны признать, что не можем охватить ни наше истинное Я, ни Бога своим рациональным умом, словами и образами: «Божественное находится вне всех форм речи, вне всяких представлений. Божественное превосходит пространство и время. Понятие чистого бытия – это наилучшее, с чем вы можете приближаться к Богу» (Климент Александрийский). Божественная реальность пребывает не только вне всякого мышления, но и вне нашего обычного ощущения времени. Иногда во время медитации мы чувствуем время по-особому. В вашей группе медитации кто-то может спросить: «Мы действительно медитировали целых полчаса?» В предыдущих письмах моя дочь, Шанида Натараджа, объясняла, что медитация меняет наше привычное чувство времени и пространства. Исчезают границы пространства и времени; появляется чувство вневременности и взаимосвязанности.

Когда мы выходим из медитации, наш обычный разум берет верх, и нормальное чувство времени снова появляется. Но что такое время? Этот вопрос волновал многих мудрецов и мистиков. Все они подчеркивали, что время, прошлое и будущее, является продуктом нашего рационального разума. Наше чувство времени и само время не является неотъемлемым постоянным качеством Космоса, Вселенной, Реальности в целом. Эйнштейн ясно показал относительность времени в собственных теориях. Святой Августин в IV веке также интересно сформулировал эту проблему для нас: «Что такое время? Как нам быть с прошлым и будущим: в каком смысле они имеют настоящее бытие, если прошлого больше не существует, а будущего еще нет? Что касается настоящего времени, то если бы оно всегда присутствовало и никогда не ускользало бы в прошлое, то это вообще не было бы временем; это была бы вечность». (Св. Августин «Исповедь», XI 17).

Единственное время, которое имеет реальное бытие, это настоящее, но даже о нем святой Августин говорит в трех категориях: «Есть три вида настоящего времени: настоящее прошлых вещей, настоящее нынешних вещей и настоящее будущих вещей – это наша память, наше внимание и наше ожидание» (Святой Августин «Исповедь», XI 26).

Внимание – это качество, которое Августин упоминает как связанное с мгновением «сейчас». Внимание к повторению одного простого слова, к нашей мантре, удерживает наш разум в настоящем моменте. Мы отпускаем все мысли, формирующие прошлое, наши воспоминания. Они только наше воображение прошлого. Они не обязательно являются образами того, что произошло на самом деле – только того, что мы думали, что произошло или что бы мы хотели, чтобы произошло. Мы временно отказываемся от своих надежд на будущее и страхов. Они также не особо укорененены в реальности; это только наши мысли, и очень часто наши иллюзии и заблуждения.

Только в настоящем моменте мы настоящие. Только в настоящем моменте вневременная, божественная реальность пересекается со временем, как это прекрасно описывает Т. С. Элиот:

Человеческий разум проникает в прошлое и будущее
И держится этих понятий. Но постигать
Грань перехода времени в вечность
Занятие для святого…
Для большинства из нас — только миг,
Неуловимый скачок, затерявшийся в солнечном
Блеске…
Мелодия, неуловимая настолько,
Что и не слышно ее; но и сам ты мелодия,
Пока она длится. Догадки одни и намеки,
Догадки вослед за намеками; остальное
Молитва, обряд, послушание, помысел и поступок…
А праведное деянье — освобожденье
От прошлого, да и от будущего.

 

 

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Альберт Захаров 

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *