(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 35)
В прошлом письме мы говорили о том, как Святой Павел пережил опыт встречи с Воскресшим Христом. Именно такой опыт мы переживаем в глубокой тишине нашей медитации: «Это совершенно реальное, воскресшее присутствие, которое можно встретить в глубине личного опыта ученика и новообращенного верующего». (о. Лоренс Фримен) Но когда мы наблюдаем за появлением этого молчаливого присутствия в нашем опыте, нашей первой реакцией нередко становится паника – и мы отступаем. Оставляя свои мысли позади, мы «оставляем себя», как призывает Иисус. Но отказ от чувства эго-идентичности вызывает у нас дискомфорт; эго, которое мы уже собираемся «оставить», чувствует угрозу и наполняет нас сильным страхом чувства одиночества и изоляции. Это заставляет нас чувствовать, что мы входим в угрожающую пропасть, пустоту. Переживания нашего эго кажутся совершенно неконтролируемым. Но мы должны пережить этот опыт. Нам нужно войти в Облако Неведения, как назвал это состояние английский мистик XIV века. Лишь оставив позади наше эго, мыслительную поверхность нашего естества, мы сможем почувствовать, кем на самом деле являемся мы, и кем является Бог. Когда мы все же делаем такой шаг, вместо чувства одиночества и изоляции, которыми наполняло нас эго, мы начинаем чувствовать любящее единство со всеми и всем. И то, что казалось нам угрожающей пустотой, оказывается любящей полнотой, где мы все соединены.
Кое-что мы можем узнать только путем непосредственного опыта, как ощущение того, что тебя держат в любящих объятиях, защищающих тебя в сети бытия. Обращая все свое внимание на одно слово, на нашу мантру, мы переходим от своих мыслей к другому интуитивному способу познания, основанному на опыте. Такой способ познания заложен в нас с самого начала, и это доказывают исследования, которые проводились с детьми: «Исследования ЭЭГ мозга детей до двух лет показывают, что они постоянно функционируют в альфа-режиме – состоянии измененного сознания взрослого человека – а не бета-режиме обычного взрослого сознания» (Линн Таггарт «Поле»). Таким образом, медитируя, мы можем сознательно вернуться к способу восприятия, который первоначально был инстинктивным и бессознательным.
Следовательно, это отпускание наполненного мыслями эго не является входом в забвение и несуществование. Мы не теряем свою индивидуальность: «Несомненно, что индивид теряет какое-либо чувство обособленности от Единого и испытывает полное единство с Ним, но это не означает, что индивид больше не существует. Подобно тому, как каждый элемент в природе является уникальным отражением единой Реальности, каждый человек является уникальным центром сознания в универсальном сознании» (о.Беда Гриффитс).
Важно помнить, что первоначальное значение слова «индивид» – это неразделенное. «Когда-то индивид был человеком или вещью, которую рассматривали в связи с целым, частью которого они были. Целое определяло индивида, поскольку индивид был неотделим от целого». (о.Лоренс Фримен «Иисус, внутренний учитель»)
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru