(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 32)
Поговорим сегодня о роли внимания в телесном измерении созерцания. Начнем с цитаты Джона Мейна:
«Чтобы войти в священное и таинственное общение со Словом Божьим, мы должны сначала отважиться на то, чтобы становиться все более и более безмолвными, входя в тишину, в которой мы сможем слушать, быть сосредоточенными, присутствовать.» («Слово в тишине»)
Джон Мейн обращает наше внимание на роль глубокого слушания, непрерывного внимания. Однонаправленное сосредоточенное внимание оказывает большое влияние на то, как функционирует наш мозг — как наш мозг позволяет нам воспринимать и настраиваться на разные уровни реальности.
Моя дочь, доктор Шанида Натарадж, объясняет в своей книге «Неврология блаженного мозга: научные доказательства силы медитации», что наш мозг имеет два полушария, и сила внимания помогает гибко переключаться между ними:
«Левое полушарие содержит нейронные структуры, отвечающие за язык и интеллектуальное функционирование человеческого разума (т.е. нашего эго). Во время медитации, через фокусировку внимания, практикующий получает доступ к функционированию правого полушария. Эксперименты показывают, что правое полушарие фиксирует гораздо более правдивое представление опыта. Наше левое полушарие имеет тенденцию фильтровать наш опыт, чтобы он соответствовал нашему устоявшемуся восприятию себя и мира. Переживания, которые соответствуют нашему мировоззрению и «подкармливают наше эго», фиксируются левым полушарием, тогда как бросающие вызов нашему мировоззрению и «подрывающие авторитет нашего эго», игнорируются. Правое полушарие, с другой стороны, фиксирует всю полноту опыта, и поэтому во время медитации, когда практикующий имеет доступ к правому полушарию, часто давно забытые воспоминания могут всплывать в полном объеме или могут возникать решения нерешенных ранее проблем или дилемм. Таким образом, медитация предоставляет практикующему метод, посредством которого можно переключаться между двумя способами мышления и восприятия».
Это переключение между разными способами восприятия, которое дает более полную картину того, кем мы являемся, ведет к более глубокому самопознанию. Лишь по-настоящему узнав себя, отпустив фильтры, с помощью которых мы обычно смотрим на реальность, мы можем заглянуть в Высшую Реальность.
Джон Мейн подчеркивает важность этого пути:
«Сначала мы должны войти в контакт с самими собой, наладить полные отношения с собой, прежде чем мы сможем открыться для отношений с Богом. Другими словами, мы можем сказать, что сначала мы должны найти, расширить и прочувствовать собственную способность к переживанию мира, покоя и гармонии, и только после этого мы будем способны начать осознавать и ценить нашего Бога и Отца, источника всякой гармонии и всякого покоя.» («Слово в тишине»)
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru