(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 26)
Сегодня мы поговорим о раннехристианском мистике и богослове Оригене и его видении молитвы. Подобно Клименту Александрийскому, о котором мы упоминали в прошлом письме, отец ранней Церкви Ориген имел глубокие познания в области греческих, иудейских и христианских идей и четко видел общее между этими различными направлениями мудрости. Как говорит Лоренс Фримен: «Христианство является историческим явлением, укорененным в еврейской и греческой религиях, и эти корни можно проследить еще глубже – в самом раннем религиозном сознании человечества. Возможно, в буквальном смысле все религии и не едины, как утверждал Уильям Блейк, но они, безусловно, глубоко взаимосвязаны».
В возрасте 17 лет епископ Александрийский Димитрий назначил Оригена главой катехитической школы, как преемника Климента. Обучение катехуменов – желающих креститься – не ограничивалось только христианскими религиозными знаниями, но осуществлялось на фоне щироко распространенного тогда греческого образования, включающего изучение философии и наук. Студенты оказывались на перекрестке различных культур и участвовали в обмене идеями. Ориген был чрезвычайно талантливым ученым и педагогом. Он был первым, кто представил в своем трактате «О первоначалах» систематическую и глубокую христианскую космологию и теологию, полностью основанную на аллегорическом и мистическом толковании Священного Писания. Вероятно, этот текст был написан в ответ на вопросы вдумчивых и образованных студентов Катехитической школы, пытавшихся понять христианское учение на фоне платонической, стоической, иудейской и гностической философии. В Оригеновском трактате «О молитве» есть важные уроки для нас, современных людей, и для нашей практики медитации. Ориген придавал большое значение нашему внутреннему состоянию в начале молитвы и очищению души от сильных эмоций во время подготовки к молитве. Он цитирует слова апостола Павла: «мы должны молиться без гнева», и подчеркивает, что мы должны избавиться от «всех воспоминаний о несправедливостях, совершенных против нас кем-либо». Если мы не избавимся от этих эмоций, наше израненное «его» помешает нам и не позволит сосредоточиться на молитве: «каждый, кто намерен начать молитву, должен подготовиться, чтобы быть более внимательным во время своей молитвы». Лишь будучи бдительными и отвергнув «все внешние мысли», мы сможем сохранить «направленность ума на Бога» и выйти за пределы нашего обычного (эгоцентрического) сознания, поднять наш «интеллект из праха земного… поставив его перед Господом всей вселенной».
Легко заметить влияние Оригена на учение Евагрия и его ученика Кассиана, а через них и на Джона Мейна. Мы видим в их учении тот же акцент на подготовке к процессу молитвы. Вспомните, как об этом говорит Кассиан, описывая практику «чистой молитвы»: «Все, о чем наша душа думала перед молитвой, неизбежно приходит нам в голову, когда мы молимся. Следовательно, мы должны подготовиться ко времени молитвы, чтобы поставить себя в состояние, в котором мы хотим быть в молитве». Учитель Кассиана, Евагрий, также напоминает о важности очищения разума от всех эмоций: «Стремиться к настоящей молитве и одновременно давать волю гневу или обиде – это путь к безумию. Если мы так делаем, мы похожи на человека, который желает ясно видеть, но который для этого расчесывает себе глаза».
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru