(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 25)
Опыт внутренней тишины и уединения, который дают созерцательные духовные практики, такие как медитация, ведет нас к познанию глубинной сущности нашей религии. Кроме того, подобный опыт является общим ядром в сердце всех традиций мудрости и всех религий. Между разными религиями есть много общего именно на уровне опыта, тогда как на уровне теоретизации и теологизации существуют большие отличия, образованные фильтрами культуры и общества, через которые мы интерпретируем этот опыт. Однако в мире, в котором мы живем, важно, чтобы мы уважали истину, проявляющуюся в различных религиях, и принимали участие в межрелигиозном диалоге, который является важным аспектом деятельности «Международного Общества Христианской Медитации». Когда мы делимся тишиной созерцания с другими людьми, независимо от вероисповедания, у нас возникает общность, и вместе с ней взаимное уважение и понимание.
Было бы гораздо меньше конфликтов и непонимания, если бы мы могли остаться на уровне опыта и совместного молчания. Но мы так легко переходим от опыта к мнению. Стремление по-настоящему понять внутренний духовный опыт побуждает нас перевести это в образы и слова; так работает наше сознание. Возможность давать вещам названия дает нам чувство безопасности и контроля, каким бы иллюзорным оно ни было. Но мы забываем о границах нашего рационального сознания и его фильтрах; мы забываем, что все мысли и образы, особенно о Божественном, искажают и ограничивают реальность.
В начале христианской мистической традиции во 2-м веке мы встречаем Климента Александрийского, который является первым христианским философом и богословом, пытавшимся выразить мистический опыт и отношения между человеческой душой и Божественным Источником. Но он сделал это «апофатическим» («отрицательным») способом; он не пытался сказать, что есть Бог, поскольку считал Божественное священной тайной вне нашего понимания. Он пытался дойти до Божественной сущности, говоря, чем Бог «не есть»: «Бог не в пространстве, а над местом и временем, именем и мыслью. Бог без ограничений, без формы, без имени. Он анонимный… Вы остаетесь с понятием чистого бытия, и это ближайшее определение, с которым вы можете подойти к Богу. …Он невыразим, вне всего языка, вне любой концепции, вне всякой мысли» (Климент Александрийский).
Он считал, что мы можем познать сущность Бога, лишь освободив Его образ от всех качеств, обычно ассоциирующихся с чем-либо в материальном мире. Вот точная аналогия, которая была актуальна в то время: скульптор откалывает куски мраморной глыбы, пока не проявляется форма. Подобным образом, если мы стремимся ощутить Божественную реальность, нам также нужно избавиться от всех наших представлений и концепций о Боге, наших мыслей, наших образов, пока через благодать Его сущностное присутствие не проявит себя. Тогда мы входим «в состояние, когда мы благоговеем перед Богом в молчании и стоим перед Ним со священным изумлением» (Климент). Это состояние, которое помогает нам быть открытыми к разным проявлениям человеческого поиска смысла.
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru