(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 27)
Раннехристианские пустынники и пустынницы IV-го века, на видении которых Иоанн Кассиан основывал свое учение о «чистой молитве», заложили основу современной традиции христианской медитации. Джон Мейн, основатель нашей общины, переоткрыл для современного мира этот способ молитвы, опираясь на произведение Кассиана «Собеседования с пустынниками», особенно на девятую и десятую главы этого текста.
Отцы и Матери Пустыни учили, что все их духовные практики ведут к одной из самых главных добродетелей – к добродетели сострадания. Лишь рост любви к окружающим считается надежным признаком духовного роста. Когда Джона Мейна спрашивали, как мы должны готовиться к медитации, он говорил: «множеством малых добрых дел». В конце концов, смысл медитации не в том, насколько «хорошо» вы медитируете, а в том, насколько хорошо вы любите.
Пустыннический образ жизни в конце концов приводит к полной трансформации человеческого бытия, трансформации сознания человека в огонь Любви. Вот так об этом рассказывает известная история из жизни отшельников: «Авва Лот пошел проведать авву Иосифа и сказал ему: «Авва, я каждый день выполняю мою молитвенную практику и провожу время в созерцании, соблюдаю пост, храню мир в сердце и, насколько могу, очищаю свои мысли. Что еще я могу сделать? Старый авва поднялся и простер руки к небу; его пальцы стали как десять огненных светильников, и он сказал ему: «Если хочешь, можешь стать пламенем». Бог и Божья сила есть Любовь. Медитация может помочь нам ощутить эту любовь глубоко внутри нашей собственной сущности, и тогда мы также будем преображены в нее.
Все, что делали и чему учили отшельники, аввы и аммы, делалось из сострадания к тем, кто все еще был охвачен «внутренними демонами» (деструктивными состояниями ума и сердца). Послушайте еще одну отшельническую историю: «Один молодой монах спросил авву Сысоя: «Авва, я сейчас переживаю духовное падение. Что мне делать?» Старик ответил: «Ты упал? Просто поднимайся!». Брат говорит: «Я поднялся и снова упал». Старик продолжил: «Поднимайся снова и снова». Брат спросил: «Сколько же мне подниматься, упав?» Старик ответил: «Пока ты не будешь окончательно охвачен духовной добродетелью или грехом».
Отказ отшельников осуждать других является еще одним проявлением сострадания. Наша укоренившаяся привычка всегда осуждать самих себя на самом деле является явным признаком нехватки сострадания. Лишь тогда, когда мы принимаем себя такими, какие мы есть, со всеми внутренними недостатками и бородавками на лице, мы можем по-настоящему принимать и любить других.
Сострадание является основой и плодом духовной практики – отшельников в прошлом и нашей сегодня. Традиционно сострадание считается даже важнее самой молитвы, о чем нам рассказывает мудрость пустыни: «Любовь больше молитвы. Молитва являестя одной из многих добродетелей, в то время как любовь содержит в себе их все». (Иоанн Лествичник)
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru