(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 21)
Проницательность, ведущая к истинному самопознанию, является основной совета, который дают духовные учителя и философы на протяжении всей истории: «Человек, познай себя!». Нас поощряют не только познать наше «эго» и его мотивации, что могло бы привести к возможности перемен, а также и к познанию глубинного «Я» – осознанию полноты нашего бытия и Божественного, находящегося внутри каждого человека. Об этом напоминают слова апокрифического раннехристианского текста: «Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, и вы узнаете, что вы – дети живого отца. Но если вы не знаете себя, то вы в бедности, и вы бедность». (Евангелие от Фомы, 3)
В то время как самопознание жизненно необходимо, самосознание (сознание нашего эго, отделенного от всего остального) образует мощный барьер для познания нашего более глубокого «я» и ослепляет нас, отдаляя от видения высшей реальности. Самосознание, конечно, является уникальной чертой человека, которая, насколько мы знаем, отличает нас от других живых существ. Но проблема заключается в том, что мы используем эту способность ограниченно: вместо того, чтобы становиться сознанием всего нашего «я», мы ограничиваем себя и сосредотачиваемся только на поверхностных мыслях и ощущениях нашего «эго». Поступая так, мы используем самосознание исключительно как утилитарный инструмент выживания. Поэтому большинство наших мыслей так или иначе обращаются вокруг собственных проблем, пытаясь проанализировать уроки из нашего прошлого и спланировать будущее для выживания. Наши воспоминания о прошлом, конечно, могут быть конструктивной помощью в формировании настоящего и планировании будущего. Но очень часто мы живем только прошлым и будущим, полностью утрачивая реальность настоящего момента.
Дело не в том, что наше «эго» не важно. Особенно в первой части нашей жизни мы зависим от своего «эго», и нам нужно, чтобы оно было здоровым и хорошо адаптированным. Это первая часть развития, которую Юнг назвал процессом «индивидуации». Кроме того, мы всегда будем сохранять потребность в мудрости «эго», поскольку наши навыки выживания будут оставаться необходимыми для зрелого и реалистичного обращения как с внешним, так и с внутренним миром. Но нам нужно помнить, что «эго», которым мы справедливо гордимся, находится на поверхности и постоянно меняется, что определяется нашей текущей деятельностью. Такова более глубинная мудрость «я» – она находится в Бессознательном, но в определенный момент мы должны ее осознать. Нам необходимо развитие «эго», которое идет рука об руку с растущим осознанием духовного «я». Нам нужно смещение акцента с «эго» на «я».
Однонаправленное внимание при медитации способствует этому смещению. Оставляя мысли позади, мы оставляем позади также прошлое и будущее. Теперь мантра удерживает нас в настоящем. Тогда наше «эго» становится осознанным центром, принимающим бессознательный материал в свое восприятие и видящий себя неотъемлемой частью целого. Так мы можем начать работать с реальностью более сбалансированно, используя все наши ресурсы и все наши способности, сознательные и бессознательные, рациональные и интуитивные.
Это вторая часть процесса «индивидуации», где мы, по мнению Юнга, приходим к «синтезу сознательных и бессознательных элементов в личности». Это подлинное самопознание, ведущее к психологической интеграции и целостности. Самопознание – это процесс, который происходит не ради себя самого, но является ступенью к восприятию Высшей и Предельной Реальности. Вот как об этом говорит Мастер Экхарт: «Реальность, которую мы называем Богом, изначально должна быть раскрыта в человеческом сердце. Мы не можем познать Бога, если не познаем себя».
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru