(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 17)
В нашем мире не слишком ценится добродетель смирения. Напротив, чаще всего люди стремятся добиваться самоутверждения, чрезмерной самоуверенности, материального успеха, славы и уважения в глазах других. Смирение может даже приравниваться к унижению. А кто любит, когда его унижают?
Но для отшельников смирение никогда не было унижением. Смирение было для них образом жизни. Святой Бенедикт также считает смирение одной из главных ценностей. Его учение касается контекста жизни в монашеской общине, но оно также актуально и для всех современных людей. Бенедикт, в своем монашеском Правиле, описывает путь к смирению как лестницу с двенадцатью ступеньками. Первые две ступеньки являются основой для обретения добродетели смирения: «Первый шаг к смирению – это когда мы всегда пребываем в «благоговении перед Богом» и никогда не забываем об этом». На этой ступени мы чтим Бога в Природе и окружающей нас гармонии Космоса, мы открываемся Незримому в видимых проявлениях и поклоняемся Божественному присутствию во всех, кого встречаем.
Это благоговейное отношение ведет нас к познанию нашей потребности в Боге и ко второй ступени на лестнице смирения Бенедикта – преодолению эгоцентрического подхода к жизни. Нашим руководящим правилом на этому шагу является наставление Иисуса: «Не Моя, но Твоя да будет воля» (Лк 22:42). Нам следует думать больше о нуждах других, чем о собственной выгоде и чувствах: «Блажен тот, кто смотрит на благо и успехи всех людей с такой же радостью, как на свои собственные». (Евагрий)
Следующие ступени подчеркивают важность послушания – практики глубокого слушания, о чем мы уже говорили в предыдущих письмах.
Девятое место на лестнице смирения состоит в том, чтобы «мы умели сдерживать свой язык и пребывать в безмолвии, не говоря, пока нам не задали вопрос». Иными словами, нас просят научиться слушать других, а не требовать постоянного права быть услышанными. Это снова касается нашей эгоцентрической гордости и нашей сильной привязанности к нашим собственным мыслям. Эта часть добродетели смирения была довольно сложной даже для легендарного пустынника Евагрия. Есть история о нем, когда он впервые прибыл в пустыню. Он спросил (вероятно, Макария Великого) следующее: «Дай мне совет, которым я мог бы спасти свою душу». Так обычно обращались к монаху-старцу. Приходящим к ним пустынники давали короткие (несколько простых слов), но содержательные наставления. Они интуитивно знали, что именно другой человек должен услышать. Рассказ продолжается так: «Старый монах ответил ему: «Если хочешь спасти свою душу, молчи и слушай, пока тебе не зададут вопрос». Этот совет очень обеспокоил Евагрия, и он обнаружил некоторое раздражение, спросив в ответ: «Я прочитал много умных книг и не могу принять подобное наставление». Понятно, что Евагрий все еще должен был поработать над своей гордостью. История продолжается иронически: «Получив большую пользу от своего визита, он оставил старца».
Для нашей практики медитации нам нужно овладевать мудростью этой ступени на лестнице смирения. Нам нужно сосредоточиться на присутствии Бога и оставить позади наши эгоцентрические идеи, связанные с достижениями и гордостью. С полным смирением, осознавая нашу потребность в Боге, мы с доверием продолжаем нашу практику. Мир Божий, превосходящий всякое понимание, является даром, а не достижением, которым можно гордиться. Вот почему нам нужно начинать каждый наш день, снова и снова, с истинного смирения, в вере и надежде. Джон Мейн и Лоренс Фримен напоминают нам об этой необходимости, подчеркивая, что на пути медитации мы все новички, вечно «начинающие» свой путь, как бы долго мы уже не шли по нему.
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru