(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 16)
Большинство тем писем второго года «Школы Медитации» опираются на учения, происходящие из мистической христианской традиции. Мы уже обсуждали примеры мудрости пустынников, и теперь, в следующих письмах, продолжим рассматривать учения мистиков, живших на протяжении веков вплоть до нашего времени.
Что же такое мистицизм? Насколько мистицизм актуален для нас в наше время? Мистицизм – современное слово. Конечно, ранние христиане не использовали этот термин, а говорили только об определенных переживаниях в своем внутреннем опыте как о мистических.
Бернард МакГинн, известный католический теолог и автор серии книг об истории западного мистицизма*, пишет: «Мистический элемент в христианстве – это та часть верований и практик, которая касается подготовки, осознания и реакции на встречу с тем, что можно назвать как непосредственное или прямое присутствие Бога».
Это также и цель серьезной практики медитации, созерцательной молитвы. Это нечто, позволяющее нам прорваться сквозь рациональный уровень нашего обычного сознания на уровень более высокий и интуитивный. Это происходит тогда, когда мы учимся «оставлять себя позади» – оставлять позади наш эгоцентрический взгляд на реальность – и таким образом начинаем преодолевать эго и осваивать путь более широкого, более открытого восприятия. Это ведет нас от реальности, основанной на рациональных знаниях, к Божественной Реальности, которую можно воспринимать только глазами мудрости. На этом пути мы входим в состояние озарения, в котором мы просто «знаем», не зная, опираясь только на любовь. Это путь к полноте жизни – от жизни, сосредоточенной на выживании, к жизни, исполненной смысла, как об этом прекрасно говорил Джон Мейн:
«Все больше мужчин и женщин в нашем обществе начинают понимать, что все наши личные проблемы и проблемы, с которыми мы сталкиваемся как общество, являются, в основном, духовными проблемами. Все большая часть нас понимает, что человеческий дух не может найти удовлетворения в материальном успехе или процветании. Дело не в том, что материальный успех или процветание плохи сами по себе, но они просто не являются адекватным окончательным ответом на вопросы человеческого бытия. Чтобы решить наши проблемы, узнать, понять и обрести себя в максимальной перспективе, мы просто должны установить контакт с духом в себе». На самом деле Джон Мейн считал это первоочередной обязанностью любого человека: «Наша главная задача – обрести собственный дух. Этот поиск является путем жизни, который ведет нас к Духу Божьему».
Медитация ведет нас по пути поиска собственного духа, и это путь не только для особых мистиков, но и для всех обычных людей. Известные мистики – это исследователи пути, помогающие нам. Они доказывают, что следовать по пути возможно для любого человека, и то, что они говорят, базируется не на теории, а на опыте. Верность и постоянство в медитации ведет нас к нашему Центру, к присутствию духа внутри нас самих, где наша внутренняя сущность «являет себя и вечно обновляется, переполняясь жизнью Троицы в любви». (Джон Мейн «Слово в тишине»)
* Bernard McGinn «The presence of God: history of Western Christian mysticism»
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru