2.15 «Разные формы молитвы»

(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 15)

В тексте 9-го «Собеседования» Иоанна Кассиана авва Исаак, один из отцов-пустынников, начинает обучать Кассиана и его друга Германа искусству молитвы. Сначала он подчеркивает, что существуют разные способы молитвы: «Апостол (Святой Павел) говорит о четырех типах молитвы: «прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей» (1 Тим. 2:1). Мы должны сначала разобраться в том, что означает каждая из этих форм молитвы: молитва покаяния, молитва принесения обетов, молитва заступничества и молитва благодарения». Авва Исаак продолжает, давая детальные пояснения к упомянутым типам молитв и тем ситуациям, когда они уместны, завершая: «Все эти виды молитв полезны и необходимы для всех людей». Он описывает, как Иисус сам использовал каждую из этих форм молитвы. Далее он продолжает объяснением молитвы «Отче наш», которой научил нас Иисус, и называет ее самой совершенной из молитв. Но потом он приходит к описанию высочайшей формы молитвы из всех, «чистой молитвы» (oratio pura) или созерцания. Он описывает ее как «возвышенное состояние, пламенную и невыразимую молитву, которая, превосходя всякое человеческое понимание, не может быть выражена никакими словами, но которую разум, озаренный божественным светом, изливает из себя и безмолвно возносит к Господу». Авва Исаак учит, что в этой форме молитвы мы уже не должны осознавать, что молимся. Он цитирует святого Антония: «Молитва не совершенна, когда мы осознаем себя и тот факт, что мы молимся».

Затем Авва Исаак призывает своих учеников: «Соблюдайте заповедь Евангелия, которая повелевает нам войти в свою комнату (Мф 6:6) и закрыть двери, ведущие наружу, чтобы мы могли молиться нашему Отцу Небесному. Мы молимся в своей внутренней комнате, когда полностью отдаляем сердце от шума всех мыслей и забот и открываемся Господу тайно. Мы молимся с закрытыми дверями, когда с безмолвными устами и в полной тишине молимся к Тому, кто ищет не наши слова, а наши сердца». Таким образом, он описывает суть созерцания, не говоря своим ученикам, как «войти в нашу внутреннюю комнату». Но в продолжении беседы он все-таки делает это, поскольку Кассиан и Герман показывают, что они готовы к такому типу молитвы, задавая правильный вопрос. Теперь мы подошли вплотную к описанию способа молитвы, который Джон Мейн нашел в учении Кассиана: молиться в безмолвии и покое, повторяя «молитвенную формулу» и приближаясь к созерцанию.

Кассиан не ограничивает этот способ молитвы определенными периодами дня, но побуждает Кассиана и Германа к «непрерывной молитве»: «Вы должны постоянно сосредотачиваться на вашей «формуле» в своем сердце. Повторяйте ее, выполняя любую работу или находясь в путешествии. Пусть она будет с вами даже во время сна и еды».

Этот способ молитвы важен для нас сегодня в той же степени, что и для ранних христиан. Но мы должны помнить, что это один из способов молитвы среди других. Лоренс Фримен напоминает нам об этом, используя образ молитвы как колеса: «Думайте о молитве как о большом колесе. Колесо вращается, перемещая нашу жизнь к Богу. Спицы колеса символизируют разные виды молитвы. Мы молимся по-разному, в разное время и в соответствии с тем, как мы чувствуем себя. Спицы – это формы молитвы, соединяющие внешний обед с центром колеса. В этом центре – молитва самого Иисуса. Все формы молитвы правильны и эффективны. Они наполнены молитвой человеческого сознания Иисуса, которое проявляет себя в нас как благодать Святого Духа».

 

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Альберт Захаров 

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru