(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 11)
В предыдущих письмах мы обсуждали важность добродетелей покаяния и смирения для нашего духовного роста. Но у каждого из нас есть сильные эгоцентрические эмоции, которые могут блокировать любые проявления духовного прогресса. В одном из своих самых популярных трудов Praktikos Евагрий Понтийский, известнейший отшельник IV века и учитель Иоанна Касияна, рассматривает главным образом эту важную проблему: «Аскетизм является духовным методом очищения эмоциональной части души». Евагрий работал над решением проблем аскетов, которых опекал в египетской пустыне. Однако его советы настолько психологически обоснованы, что они также касаются всех обычных людей, таких как мы, сознательно вставших на духовный путь.
Евагрий использует термин «демоны» для обозначения непреодолимых эгоцентрических желаний, которые обуславливают наше поведение и сосредоточивают нас исключительно на материальном мире. Современные люди могут быть несколько смущены использованием этого термина, но он подразумевает сильные эгоцентрические эмоции, которые являются результатом глубоких инстинктивных потребностей выживания, безопасности, власти, контроля и уважения, не удовлетворенных ранее. «Эго» – это наш инстинкт выживания; это нечто, что нам нужно и ценно. Фактически это дар Божий. Нам нужен этот инстинкт, чтобы иметь дело с опасностями внешней среды, в которой мы находимся; наши потребности выживания должны быть удовлетворены в той степени, в которой мы в этом действительно нуждаемся. Но если они воспринимаются как неудовлетворенные, особенно с раннего детства, нам следует осознать, насколько эти природные желания могут быть искажены и непропорционально превращены в силы, бессознательно демонически управляющие нашим поведением. Затем, предупреждает Евагрий, их нужно будет очистить и вернуть в естественное состояние равновесия.
Наша задача, по его словам, состоит в том, чтобы идентифицировать наших личных демонов. Для этого он рекомендует прежде всего созерцательную молитву – медитацию – которая позволяет нам открыться помощи Христа. Во-вторых, он поощряет усилия, позволяющие приближаться к самопознанию, имея в виду наблюдение за нашими мыслями. Евагрий не просит нас наблюдать за обычным тривиальным хламом, плавающим над поверхностью нашего разума. Это было бы глупо и невыносимо скучно. Его волнуют глубокие мысли, являющиеся выражением наших неудовлетворенных потребностей и неочищенных желаний. Нам нужно уделять этим важным мыслям и их ассоциациям внимание, которого они заслуживают. Они являются единственными индикаторами того, что действительно побуждает нас к добру или злу. Это работа, которую мы выполняем не только для нашей собственной выгоды. Благодаря очищению наших собственных эмоций поток чистой любви, текущий через наше истинное «я», больше не будет встречать препятствий. Результатом этой свободы является наша открытость и сострадание другим.
Да, иногда жизнь действительно состоит в том, чтобы выжить. Однако даже в самых ужасных обстоятельствах мы находим людей, которые не сосредоточены только на собственной безопасности и действуют с любовью и состраданием. Этти Хиллесум, голландская мистичка, погибшая в нацистском концлагере во время Второй мировой войны, оказывала поддержку и любящее утешение всем, кто был там с ней, поскольку она видела Божье присутствие в каждом. Вот о чем она говорит в книге «Прерванная жизнь»: «Одна вещь становится все более ясной для меня сейчас: Ты, Боже, не можешь нам помочь, это мы должны помочь Тебе сами. И это все, с чем мы можем справиться в эти дни, а также все, что действительно имеет значение: мы должны сохранить частицу Тебя, Боже, в себе. Ты не можешь нам помочь, но мы должны помочь Тебе и сохранить место Твоего присутствия внутри нас.»
Цель нашей практики медитации состоит не в том, чтобы избавиться от «эго», а в том, чтобы открыть «эго» для целительной силы Духа, которая помогает нам войти в контакт с «частицей Бога в нас».
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru