о.Лоренс Фримен OSB «Великий пост 2023» Пепельная среда…

Пепельная среда — суббота после Пепельной среды

Суббота после Пепельного Среды

Открытая дверь может привлекать нас, но одновременно и пугать, если мы не знаем, что находится по ту сторону. Однажды в детстве я пережил очень травмирующий момент: я зашел в темную комнату и потянулся к выключателю, и вдруг почувствовал, как холодная рука накрыла мою. Я будто телесно прочувствовал каждый фильм ужасов, который я только видел. В тот момент я очень хорошо понял выражение «мое сердце остановилось». А мой приятель, затеявший этот розыгрыш, не мог удержаться от смеха.

Так же и всякая новая возможности, дверь, открывающаяся в новые комнаты в течение нашей жизни, может наполнить нас надеждой, но также и тревогой или страхом. Если дверь закрыта снаружи, нам может казаться, что нас хладнокровно отбрасывают. Но та же дверь, закрытая изнутри, может дарить нам безопасность и покой. Иисус приглашает нас войти во внутреннюю комнату, а это значит, что мы должны сначала открыть дверь и пройти через нее, что требует времени, смелости и настойчивости. Что можно найти в этом неоткрытом пространстве внутри нас? Нам нужно пройти сквозь бессознательное, чтобы найти дверь своего сердца, затем открыть ее и пройти во внутреннюю комнату. Эти этапы могут длиться годами, потому что сердце гораздо глубже, чем подсознание.

Древнеиндийский трактат «Чандогья Упанишада» описывает то, что мы находим в этой внутренней комнате:

«Внутреннее пространство сердца столь же велико, как и внешнее пространство. Небо и земля находятся в нем. Все существует в этом пространстве.»

Не рука привидения, а просторность всего пространства. Наше тело является святым городом Бога, поэтому мы призваны любить и уважать свои тела. Другой древнеиндийский текст, Катха-Упанишада, рассказывает нам больше о том, что живет в этой внутренней комнате, не вытесняя ничего другого: что находится в этом пространстве, не занимая малейшего места.

«Глубоко в телесном сердце живет Владыка времени, Владыка прошлого и будущего. Постигнув его, человек больше не страшится. Это – бессмертное Я человека.»

Источник человеческой трансформации всегда находится в межличностных контактах. Находя в своей «внутренней комнате» не только свое личное существование, мы можем испытать шок, как я в детстве, когда чужая рука коснулась моей руки в темноте. Но это не должно наполнять нас страхом. Это освобождает нас от страха, и тот безграничный «Другой», живущий в глубинах нашего сердца, узнается нами как наше высшее «я» – как друг, которого мы искали на протяжении всех времен и нашли в настоящем моменте.

Пятница после Пепельного Среды

Вы когда-нибудь пробовали потянуть на себя дверь, которую можно открыть, только толкнув ее? Наверняка вы испытаете разочарование и раздражение, страх, что вы выглядите глупо, – пока не поймете собственную ошибку. Тогда вы осторожно нажмете на дверь и увидите, что она открывается без труда. Вся сила и гнев, потраченные на то, чтобы заставить дверь действовать против ее природы, противопоставление вашей воли и «воли двери», – вся эта энергия внезапно улетучивается. Вы можете (и должны!) даже посмеяться над собой.

Именно так мы и учимся: из-за неудач, из-за того, что чувствуем себя глупо; мы можем научиться видеть лучшее, смотря сквозь призму неудач. «О счастливая ошибка» (лат. felix culpa*), как мы будем петь во время Пасхальной Вигилии через несколько недель. Известную цитату Сэмюэла Беккета о неудаче как таковой очень часто не верно понимают. Она может стать нашим великопостным коаном: 

«Попробовали. Потерпели поражение. Это не важно. Попробуйте снова. Снова неудача. На этот раз вы терпите поражение гораздо лучше.»

Это может звучать как призыв к триумфу вдохновляющего оратора, эгоцентрический призыв дерзкого мачо: «Если вы будете продолжать действовать, то в конце концов победите всех и добьетесь блестящего успеха». Видение Беккета после Второй мировой войны было гораздо более мрачным. После катастрофической неудачи западной цивилизации в попытке быть цивилизованной, жизнь казалась ему трагикомедией, завершающейся неизбежным разрушением тела и разума в результате смерти. Через несколько недель Страстная пятница в каком-то смысле подтвердит это. Наш регресс за последние годы до политической культуры обмана и жестокого насилия показывает, что грех возвращается снова и снова. Неудача является нашим постоянным спутником, поэтому не доверяйте гордости, сопровождающей мимолетный успех. Однако даже в этом мрачном видении, или, скорее, только в нем, есть неугасающий свет надежды.

Возвращение к настоящему моменту всегда восстанавливает этот свет. Как сказали Мария и Альберт, координаторы нашей общины в Украине: «У нас сейчас война. И это время для медитации». Ум, обеспокоенный неудачей, восстанавливается через созерцание. Когда мы видим это, мы понимаем насколько необходимую роль созерцательная мудрость и практика играют во всех человеческих делах. Несмотря на все наши неудачи в медитации, она погружает нас в опыт все глубже. В первую очередь она учит нас сознательно отвечать на реальность, а не просто слепо реагировать. Вспомните, как легко (или с минимальным давлением) открывается дверь, когда ее приглашают сделать это в соответствии с ее истинной природой. И насколько упрямым и неблагоприятным кажется применение неестественной силы.

Это как звонить в гонг перед медитацией. Некоторые люди бьют гонг с такой силой, словно это призыв к бою. Есть 15-минутное видео, в котором монах традиции дзен деликатно показывает, как «пригласить колокол прозвучать». Отказ от насилия в нашей жизни – в любой из возможных ситуаций – начинается с того, как мы молимся. Как мы молимся, таковыми мы и являемся (независимо от того, называем мы это «молитвой» или нет). Толкаемся ли мы в двери Бога, противопоставляя свою волю и идентичность Его,  или позволяем метанойе осторожно открыть эту дверь?

Чем же является золотая середина между тем, толкаем ли мы что-то или тянем к себе? Это и есть тишина настоящего момента. 

* «Felix culpa» – «счастливая вина» или «благословенное падение». Выражение из пасхального гимна Exsultet (Провозглашение Пасхи) в латинском обряде.

Четверг после Пепельного Среды

Иисус сказал ученикам Своим, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе? (Лк 9: 22-25)

Когда разум блуждает, мы становимся рассеянными. Вы можете вспомнить те моменты в детстве, когда вы радостно мечтали о чем-то своем на уроке, и учитель неожиданно вернул вас в настоящий момент, спросив, о чем он говорил минуту назад? Тогда мы могли почувствовать себя невероятно глупо, и, наверное, над нами смеялись даже наши друзья. «Вы снова в своем внутреннем мире, Фримен? Не хотите рассказать нам всем, о чем вы размышляли?» Ужасные воспоминания.

Позже мы узнаем, как бывает больно, когда мы думаем, что мы рядом с другими, и даже открываем им двери нашего сердца, чтобы увидеть, что они только казались нам близкими, а на самом деле находились в милях от нас. В сегодняшнем Евангелии Иисус специально собирает своих друзей, чтобы поделиться с ними тем, что он знает о своей судьбе. Они не понимают, о чем он с ними говорит. Марк, который всегда кажется мне более присутствующим в происходящем, говорит нам, что они были слишком напуганы, чтобы задавать вопросы. Рисковать доверием и быть холодно встреченным испуганным молчанием – это крах в наиболее чувствительной сфере отношений: одиночество отсутствия с теми, с кем ты хотел вместе присутствовать.

Что такое присутствие? Присутствовать – значит просто быть. Бытие таит в себе бесконечное семя роста, неограниченный потенциал. Присутствовать значит быть здесь и сейчас, быть современником реальности. Мы переживаем то же, что переживают те, с кем мы присутствуем, и становимся способными к свободному сочувствию. Нам не нужно проходить учебный курс о том, как быть сочувственными и хорошими слушателями. Ежедневная созерцательная практика проращивает зерно сочувствующего внимания в вечной утробе бытия, которое ждет, чтобы мы его пробудили в себе. Внутренний учитель призывает нас выйти из наших мечтаний к реальности. Наша внутренняя практика и внешние жизненные события порождают взрывное развертывание способности присутствовать. Именно это мистики называют рождением Бога в нас.

Мы становимся подобными Богу: как после этого можно закрыться от сострадания? Однажды мой знакомый, известный кардиохирург сказал мне, что он пробовал медитировать, но прекратил практику из-за того, что она сделала его слишком сочувственным по отношению к пациентам. Он еще не понял, что когда мы присутствуем для других, это расширяет нас самих за пределы любых преходящих моментов, являющихся лишь жестами присутствия. Реальность расширяется, когда глаз открывается свету. Это расширение бытия укрепляет нас и учит служить другим так, как мы не могли себе представить, когда были закованы в наш рассеянный, эгоцентричный мир.

Присутствовать полноценно – сделаем ли мы это нашей созерцательной целью Великого поста? – не только здесь и сейчас, но повсюду и когда-либо. Это метанойя – осознавать все измерения реальности, а не только время и пространство, с которых мы начинаем.

Вернуться в настоящее – значит оказаться с обеих сторон открытой двери. Это значит, что нам не нужно терять дар участия в том, к чему нас призывает судьба. Медитация – это открывание дверей.

Пепельная среда

«Иисус сказал ученикам Своим: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф 6: 1-6, 16-18)

Двери и окна всегда кажутся мне интересными. Я очень редко могу удержаться и не сфотографировать их, даже если они совсем просты и обычны. Но что-нибудь обычное становится удивительным, когда оно внезапно и неожиданно привлекает ваше внимание, и что-то заставляет вас взглянуть на него дважды, или даже просто присмотреться внимательнее. Такие вещи объясняют себя рационально, но, кажется, они также возвращают вам внимание, которое вы им уделяете.

Вот почему я подумал проиллюстрировать этот текст фотографией двери, открытой достаточно для того, чтобы показать нам, что находится с другой стороны. Мы видим спокойный океан такого же цвета, как чистое светло-голубое небо над ним; они сливаются на горизонте. Горизонты, конечно, являются лишь иллюзией в уме наблюдателя, потому что, когда мы видим ясным оком сердца, горизонта нет, есть только единство.

Когда мы начинаем сорокодневное путешествие Великого поста, мы можем традиционно решить от чего нам отказаться (обычно от того, от чего мы немного, почти бессознательно, зависимы, например от сахара), – или сделать что-то дополнительное (обычно то, в чем, по нашему мнению, у нас есть большая потребность – как в медитации). Хорошо, если это делается как по-детски простая практика. Тогда это напоминает нам, что мы прах, и в прах вернемся. Зола, нанесенная на наш лоб в качестве временной татуировки, напоминает нам, что мы сделаны из земного праха и являемся частью природы. Но это также напоминает нам, что наше краткое жизненное путешествие приближаясь к горизонту выходит за его пределы. Это наполняет нас светом, делает более осознанными и способными к большей степени любви.

В сегодняшнем Евангелии Иисус учит нас от чего-то одного отказываться и что-то другое делать. Нам нужно отказаться от самосознания актера на сцене (или наблюдателя), который беспокоится о том, что Бог или другие люди подумают о нас. Эта типичная забота эго блокирует нас от переживания чуда, закрывая двери сознания. Поэтому почему бы в этот Великий пост нам не начать останавливать себя, когда нами начинает руководить желание выглядеть хорошо или вызывать восхищение. Иисус также предлагает нам войти в свою внутреннюю комнату, закрыть за собой двери и молиться там в ясном свете Бога. В молитве мы станем одним целым с этим светом.

Когда мы переживаем удивление, обыденное возрождается. Великий пост – торжество обыденного. Все, что нам нужно сделать, это вернуться в настоящий момент. Если нам грустно, это значит, что мы живем в прошлом, поглощенные нашими мыслями и воспоминаниями. Если мы испытываем тревогу – мы живем в будущем. Но если мы находимся в мире с собой и с окружающими, наши уныние и тревога преодолены, и мы наконец находимся в настоящем мгновении. Мы не должны быть прикованы вниманием к прошлому, стараясь его вернуть. Нам также не следует откладывать работу по возвращению к настоящему, пока мы не решим свои проблемы и не защитимся от всего того, что нам угрожает.

Не так уж и важно, решили ли вы отказаться от чего-то или сделать что-то дополнительное. Намного важнее помнить о том главном, что наполняет нас миром и приносит пользу окружающим нас: это практика пребывания в присутствии Бога.

Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru Заранее благодарим Вас!

 

Рассылка новостей 
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *