Пепельная среда — суббота после Пепельной среды
Суббота после Пепельной среды
И что, Левий вот так вот взял и сразу же пошел за Иисусом? Или это было после обеда, на который он пригласил Иисуса в сввой дом? А может, он сначала поговорил со своим бухгалтером? Как много времени длится падение монеты? Как быстро мы можем услышать зов, который может изменить всю нашу жизнь? Возможно, сначала мы вопринимаем его лишь поверхностно, и лишь потом, касаясь глубинного уровня нашего сознания, он раскрывает свою суть, — и за этим следует действие. То же самое происходит и в медитации. Человек, медитирующий уже долгое время, внезапно понимает: «Оказывается, я вовсе не должен думать о значении мантры… Собственно, я не должен думать ни о чем.»
Все, что мы делаем, отражает наш актуальный на данный момент уровень сознания. Мы словно мерцаем, непрестанно скользя вверх и вниз по некой шкале. Этот процесс формирует наше чувство правильного и неправильного, нашу интерпретацию справедливости. И это практически невозможно для большинства (но, к сожалению, не для каждого) не видеть, что российская инвазия в Украину вообще за гранью шкалы разумного. Вчера на голосовании в ООН 193 участника проголосовало против российской агрессии в Украине, 5 поддержало агрессию, а 35 воздержалось. Мы знаем, что далеко не всегда большинство право, — точно также, как сильный не всегда прав. Но иногда чрезвычайно трудно отрицать влияние, которое оказывает на нас несправедливость, — и большинство, даже если ему не хватает силы, может быть правым.
Справедливость не сможет расцвести во всей своей полноте, пока мы не научимся видеть себя в других, а других — в себе. Отцы и матери-пустынники говорили, что это является признаком истинного монашества. И это плод, который взращивается годами в медитации. До тех пор, пока этот уровень осознания — когда ориентация на других и сострадание становятся непреодолимыми — наше чувство правильного и неправильного может оказаться субъективным и ложным. Затем следует более глубокий уровень, на котором мы видим не только собственные страдания, но можем поставить себя на место других в аналогичой ситуации, в максимально возможной степени. Когда люди подходили к Иисусу за исцелением, казалось, что он не мог сопротивляться силе сострадания, которая поднималась в нем по отношению к просившему. Он чувствовал себя единым с ними, и дух единства, который струился между ними, нес искупление.
Справедливость без равенства является вопиюще ложной. Это потому, что на самом глубоком уровне осознания мы знаем, что мы все равны. И справедливость требует, чтобы это проявлялось в любых обстоятельствах, материальных и социальных. Привилегированные, считающие, что их привилегии, которыми они пользуются за счет других, оправданы, становятся агентами несправедливости и угнетения. К сожалению, именно они управляют общественными институтами правосудия и армиями.
Все равны и все несут общую ответственность. И все же Бог, у которого нет фаворитов, более заметно присутствует на стороне угнетенных и всех жертв насилия.
Симона Вейль особенно страстно относилась к вопросу справедливости и открыто выступала против угнетения, — причем не только на интеллектуальном уровне, но и всем сердцем, всем своим образом жизни. У нее было сердце, которое могло бы биться во всем мире. И справедливость требует от нас подобной универсальности и страсти.
Пятница после Пепельной среды
Чтобы получить более или менее точные показания артериального давления, необходимо взять среднее значение из нескольких замеров, полученных через равные промежутки времени в течение нескольких дней. Недавно во время ежегодного медицинского осмотра я обнаружил, что даже в трех последовательных измерениях с интервалом всего в несколько минут часто наблюдаются резкие скачки и падения. Мне также было интересно узнать, что повышение артериального давления по утрам – это нормально. Мне казалось, что после хорошего ночного сна давление должно быть ниже, но циркадные ритмы тела включаются именно в последней части сна – я полагаю, что именно это и выталкивают вас из постели, как только вы просыпаетесь.
Из этого можно сделать вывод, что измерять вещи не так просто, как кажется; и что во вселенной человеческого тела есть тайны, лежащие далеко за пределами нашего понимания. То же и с космосом, с его обширными областями темной энергии и таинственным расширением, происходящим в одном и том же видимом пространстве. Мы называем его темным, потому что не можем его наблюдать или анализировать. По схожим причинам мы говорим и о «темной ночи души», потому что, как учат великие мистики, мы ослеплены светом духа. Евагрий говорил, что признаком прогресса в созерцании, в медитации, становится то, что мы начинаем «видеть свет собственного духа». Может быть, в изменчивых паттернах нашей внутренней и внешней вселенной мы видим этот свет и интерпретируем его как тьму («пресветлый сумрак», по словам Дионисия Ареопагита). Мы не можем смотреть прямо на солнце. Однако, как говорится в псалме, «в свете Божием мы видим свет». Нам нужно подчинить нашу собственную силу видения и понимания божественному видению и пониманию, если мы хотим начать видеть вещи такими, какие они есть на самом деле.
Перед нажатием кнопки спуска затвора фотоаппарата, мы увеличиваем и уменьшаем масштаб, чтобы получить лучший снимок, который станет медианой, наиболее удачной серединой всего диапазона вариантов. Момент принятия решения – «вот этот лучший» – является интуитивным, а не основанным на каких-то технических измерениях. Мне кажется, что иногда я делаю хорошие фотографии, но, конечно, кому-то может показаться иначе.
«Медиана» предпочтительнее «среднего значения». Среднее значение – это сумма всех значений, деленная на их количество. Медиана – это среднее значение, при котором половина чисел больше, а половина меньше. Понимание этого освобождает нас от тирании мысли, что истину можно просто поймать и измерить. Истину нужно искать посередине.
В любом случае интуиция работает лучше тогда, когда левая рука не знает, что делает правая. Иисус напоминает нам об этом, что бы мы делали «добрые дела», не попадая в ловушку эгоцентризма, делая их из-за тех приятных чувств, которые они вызывают у нас. Ориентация на «других», альтруизм, свобода от привязанностей необходимы для того, чтобы добро процветало и было защищено от собственничества нашего эго.
Мало кто станет размышлять о подобных идеях сейчас, когда 60-километровая колонна российской военной техники змеится в направлении Киева, чтобы осадить город, совершая примитивный акт бесчеловечности. Но, тем не менее, именно теперь важно задуматься о том, как нам находить истину и оставаться сосредоточенными на ней. Что касается Великого поста, то сосредоточенность высвобождает мудрость и интуицию в отношении того, что уместно – когда поститься и когда пировать, как говорит Иисус в сегодняшнем Евангелии:
«…Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.» (Мф 9:15)
Четверг после Пепельной среды
Свежий блеск всего нового быстро стирается. Новизна Великого поста тоже не продлится долго, поэтому у нас не так много времени, чтобы решить, что она будет значить для нас в этом году.
Что бы мы ни решили «сделать», «оставить» или чему бы ни решили «бросить вызов» в Великий пост, самое главное – быть воплощением Великого поста. Это означает позволить духу Великого поста проникнуть в наше сознание. Каков этот дух? Нам стоить научиться использовать время так, чтобы упростить, сфокусировать и сосредоточить наш ум. Это неизбежно затронет и нашу телесность. Ум и тело находятся в непрерывном танце, переплетаясь друг с другом, и одно измерение всегда воздействует на другое. Отказ от курения, алкоголя или бездумного потребления средств массовой информации бросит вызов нашему психическому состоянию, меняя его к лучшему. Выделив дополнительное время для медитации и Lectio Divinа, мы улучшим наше физическое самочувствие и снимем напряжение. Говорят, что пятьдесят процентов людей, которым прописывают лекарства, не принимают их. Возможно, что и пятьдесят процентов медитирующих, или по крайней мере тех, кто думают, что медитируют, на самом деле этого не делают.
Аскетизм является частью любой здорового пути духовной жизни, но речь идет не только о возделывании нашего личного внутреннего сада. Иисус говорит, что все, что мы «делаем» в этом отношении, должно быть основано на высшем сознании, под которым он подразумевает сознание, свободное от эгоцентризма. «Пусть левая рука не знает, что делает правая» – перестаньте заботиться о том, чтобы произвести впечатление на других. Это высвобождает массу энергии, делает нашу походку упругой и даже улучшает нашу физическую осанку.
Эта энергия – радость бытия, энергия творения, текущая прямо из источника. Мы не можем вообразить в своем уме эту реальность. Нам нужно избавиться от привычек тела или ума, которые блокируют или загрязняют их. Тогда радость начнет течь повсюду, и мы уже не сможем ее остановить, даже когда у нас что-то пойдет не так или если мы будем нести на себе бремя страданий других людей – как мы все сегодня несем страдания Украины. Радость – это, в конечном счете, то, что побеждает угнетение и силы тьмы: будь то танки, катящиеся, чтобы убить невинных и лишить людей их мира и свободы, или наши собственные темные тени, стремящиеся сокрушить нас.
Симона Вейль говорила, что чему-либо научиться можно только через радость.
Самое удивительное открытие, к которому приводит практика чистой молитвы, медитация, заключается в том, что отказ от нашего воображаемого положения в центре вселенной не является, как мы опасаемся, разрушительным, но животворящим. Вот что говорит сегодняшнее Евангелие:
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе?» (Лк 9:22-25)
Пепельная среда
На вопрос «Что вы думаете о начале Великого поста?», один мой знакомый сказал, что испытывает довольно радостное предвкушение участия в нем и расширения своего духовного кругозора. Другой знакомый сказал, что ощущает некое сопротивление «произвольному» периоду времени, называемому «литургическим сезоном». Мы все находимся в одной лодке, пересекая одно и то же короткое расстояние и короткий отрезок жизни, которые иногда кажутся бесконечными. Тем не менее, мы смотрим на окружающий океан, далекий горизонт и текущую погоду, ощущаем направление совершенно разными, очень личными способами. И то, что мы говорим сейчас… мы можем просто передумать через час или два.
Слава Богу за разнообразие и человеческую изменчивость. Они делают прогулку на лодке интересной и постоянно бросают вызов нашему стремлению к самоуспокоению. Особенно когда у нас есть фиксированная рутина, мы склонны проживать нашу жизнь на автопилоте и поэтому упускаем из внимания проблемы, которые могли бы стать нашими лучшими учителями. Святой Бенедикт говорит, что жизнь монаха должна быть непрерывным Великим постом. Мы всегда должны сохранять свежесть восприятия, бдительность, быть готовыми дать верный ответ. Это состояние непросто поддерживать. Великий пост длится 40 дней, и это время – особая возможность для каждого из нас.
Литургические сезоны начинаются и заканчиваются в определенные дни. Все религиозные традиции в той или иной форме имеют такие особые периоды времени, которые, как правило, связаны с временами года. «Пост» на английском языке означает «весна» (древнеанглийское lencten). На латыни слово, переводящееся как «великий пост», quadragesima, означает сорок. Итак, у нас есть сорок дней Великого поста, которые мы можем считать временем, предназначенным для духовного пробуждения, начиная с сегодняшнего дня…
Традиционно пост состоит из внутренних и внешних практик. Вы отказываетесь от чего-то, особенно если чувствуете, что стали нездорово привязаны к этому или зависимы от него — сладкое, алкоголь или зависимость от смартфона. Смысл этих внешних практик не в том, чтобы причинять боль, а в том, чтобы они освобождали. Обычно освобождение причиняет боль, и мы должны принять это, когда это необходимо. Чтобы сбалансировать этот отказ, вы также можете взять на себя: дополнительное чтение Писание (Lectio Divina), еще одну медитацию или намерение более последовательно практиковать два раза в день, делать что-то для других (желательно анонимно), развивать в себе состояние доброты и благодарности.
Когда я был ребенком, нам говорили, что особенно хорошо «жертвовать чем-то», когда для вас это сложно или неприятно. Например, вы могли бы пожертвовать вашу духовную практику для душ в чистилище. Помните, что это способ сделать вас более сосредоточенным на других. Сегодня я думаю о том, чтобы «жертвовать» для страждущих украинцев. Это открывает канал сознания между нашей общиной и людьми Украины на таинственной и могучей волне сострадания. И в любом случае это поможет нам сохранять бдительность и чувствовать связь с испытаниями, через которые они сейчас проходят.
26 марта каждый участник общины может присоединиться online к нашим украинским медитаторам для онлайн-таинства единого сознания: МИР, ЩО ТВОРИТЬ ЄДНІСТЬ / PEACE CREATES UNITY
Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!
Рассылка новостей
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений