(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 9)
Добродетель покаяния помогает нам осознать наши эго-ориентированные эмоции, что ведет нас к смирению, поскольку мы начинаем все сильнее понимать нашу потребность Бога, а также то, что без Христа мы ничего не можем сделать. Признание нашей израненности, это целительное озарение, ведет нас к возрастающему пониманию гармонии и равновесия в нашей эмоциональной жизни. Более того, если мы знаем, что нас любят несмотря на наши проступки, мы можем увеличивать принятие и любить наших ближних, других людей, потому что мы видим в них отражение самих себя: «Монах есть тот, кто считает себя единым со всеми, поскольку он желает видеть в каждом без исключения самого себя» [1] (Авва Евагрий).
Евагрий назвал этот гармоничный образ бытия, к которому мы с помощью Божьей благодати устремлены в своем духовном росте, путем союза апатейи [2] и агапэ [3] — единения эмоциональной целостности и Божьей любви. «Отпрыском бесстрастия является любовь» [4] (Авва Евагрий). Иоанн Кассиан не использует термина апатейя, и говорит преимущественно о «чистоте сердца», которую следующим образом описал Томас Мертон: «абсолютное принятие себя и своей ситуации, отказ от всяких обманчивых образов себя, от всех преувеличенных оценок наших собственных сил […] принятие Божьей воли в отношении всего того, что приходит в нашу жизнь» [5].
Созерцателей часто упрекают в том, что их усилия эгоистичны, что они касаются лишь их собственного спасения. Для Евагрия, как и для всех отцов и матерей пустынников молитва конечно же имела абсолютно первостепенное значение и была основным смыслом их жизни. Но взглянем на одну из историй, касающихся пустыннической мудрости: «Часто случается, что когда мы предстоим на молитве, приходят к нам братия; мы бываем в необходимости решиться на одно из двух: или оставить молитву, или отпустить брата без ответа, и опечалить его. Но любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая.» [6]
Только наведя порядок в нашем собственном доме, мы сможем начать испытывать истинное сострадание к окружающим и оказывать им реальную поддержку: «стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя» (Серафим Саровский). Нам следует никогда не забывать, что мы действительно едины во Христе и что происходящее с нашим ближним является в конце концов ничем иным, как нашей собственной заботой: «От ближнего нам и жизнь, и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога, если же соблазним брата, то согрешим против Христа.» (Антоний Великий) [7] Духовный путь помогает нам устранить пропасть между нами и другими. И каждый из нас — хранитель для своих ближних. Мир мог бы стать намного более мирным местом, но к этому мы не приблизимся, просто пытаясь изменить, улучшить сам мир. Скорее эту цель каждый из нас достигнет изменив себя, перестав быть тем, кто сосредоточен на собственных интересах и став тем, кто устремлен к заботе об окружающих, вне зависимости от фактора родственных связей, фона той или иной культуры или религии. «Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением» (Махатма Ганди) — вот это и есть сама суть учения Иисуса.
[1] Евагрий Понтийский «Слово о молитве», 125.
[2] Апатейя (греч. απάθεια – бесстрастие, невозмутимость) – стоический принцип отрешенности от земных страстей, игры чувств. В раннехристианском учении понимался как идеал аскетического состояния, внутреннего покоя и самосозерцания. «Важно понять, из какой позиции мы исходим, вступая на путь медитации. Традиция называет эту позицию apatheia — отсутствие желаний, отказ от собственничества. Великая сила медитации заключена в способность полностью отсекать корни эгоизма в каждом из нас. Мы просто должны сместить внимание с себя – скорее даже с осознающего себя противопоставления между нашим нынешним несовершенством и совершенством, которого мы надеемся достичь в будущем.» о.Лоренс Фримен OSB «Внутренний свет»
[3] Агапэ (греч. ἀγάπη) – одно из четырёх древнегреческих слов, переводимых на русский как «любовь». В христианстве понимается как высший вид бескорыстной, безусловной и самоотверженной любви, описывающей сущность Бога, «Бог есть любовь» (1Ин 4:8).
[4] Евагрий Понтийский «Слово о духовном делании, или монах» (Пролог. Послание к Анатолию) «Воздержание делают непоколебимым терпение и надежда, от которых рождается бесстрастие; отпрыском же бесстрастия является любовь, а она есть дверь в естественное ведение, наследниками которого являются богословие и конечное блаженство.»
[5] Томас Мертон OCSO «Созерцательная молитва», 1971
[6] Иоанн Лествичник «Лествица» («Скрижали духовные»), Слово 26, 69
[7] «Древний патерик или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», г. 17 «О Любви»
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru