(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 6)
Первым из бенедиктинских обетов является «послушание». Корень этого слова — латинское ob-audiens, означающее «внимательно слушать». Итак, христиане-пустынники были послушны, потому что внимательно прислушивались: к Богу, к заповедям, — а для пустынников очень важны были также заповеди блаженства, — и к своему авве или амме, духовному отцу или матери. Один из старцев сказал, что Бог требует двух родов послушания от монахов и монахинь: чтобы они слушались Священного Писания и своих духовных отцов и матерей.
Цель этого глубокого слушания состоит в том, чтобы заставить замолчать побуждения «эго», нашей собственной воли и научиться слушать «тихий голос» внутри наc, в наших глубинах, направленную на нас волю Бога. Но также послушание тесно связано как с добродетелью бедности, так и со смирением, осознанием своей нужды в Боге и своих собственных ограничений.
Такова и сущность медитации: внимательно слушать, как наша мантра звучит в нашем сердце. Как говорил Джон Мейн, «Именно в этот момент наша медитация действительно начинается… Мы уже не просто произносим мантру, но начинаем слушать ее, окутывая ее все более углубляющимся вниманием». (Джон Мейн «Слово в безмолвии»).
В медитации шум наших беспорядочных мыслей становится тише. Мы сосредотачиваем наше внимание на одной точке концентрации и отпускаем навязчивые образы, часто являющиеся продуктом нашей эмоциональной израненности. Таким образом мы превосходим наше «эго», ту часть нашего существа, которая находится в пределах нашего сознания. Со временем мы сможем позволить нашему истинному я, Божественной искре внутри нас, проникнуть в наши мысли и наши дела. Именно это однонаправленное внимание и составляет суть молитвы, как подчеркивает Евагрий: «Внимание, ищущее молитву, её и обретет. Молитва, а не иное что, следует за вниманием, и именно ее и следует взращивать».
Безусловно, такое же внимание пустынники и монахи уделяли и Писанию. В 4 веке это все еще была в основном устная культура, и Писание читалось на еженедельных собраниях, которые назывались «синаксис». Разумеется, при подобном чтении (а точнее — слушании) Писания была крайне необходима внимательность. «Старец сказал: «Где были ваши мысли во время чтения? Разве не знаете, что пребываете в присутствии Бога и разговариваете с Богом?»
После подобных прослушиваний Писания монахи отправлялись в свою келью, где подолгу повторяли один-два стиха, особенно поразивших их. Они не размышляли о значении услышанных слов (это уже современная практика), но погружали эти слова внутрь себя, входя с ними в глубоко личный контакт. Затем это могло привести к молитве и созерцанию — пребыванию в безмолвном присутствии Бога. Эта дисциплина со временем стала более современной практикой «Lectio Divina»* бенедиктинской традиции — lectio, meditatio, oratio и contemplatio. Повторение священных слов ведет к безмолвию истинного созерцания. Это действительно неотъемлемая часть дисциплины медитации, которой учили Джон Мейн и Лоренс Фримен. «Нам нужно читать Писание, смаковать Писание и позволять Писанию читать нас», — как сказал об этом Лоренс Фримен, — а затем позволить ему влиять на то, как мы проживаем нашу жизнь.
* Введение в практику Lectio Divina для участников WCCM
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru