2.5 «Трудись и молись»

(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 5)

Трудиться и молиться – таков путь отцов и матерей-пустынников к непрестанной  молитве. Ориген в трактате «О молитве» так описывает этот путь: «Следует совмещать молитву с необходимыми обязанностями и необходимые обязанности с молитвой. Только так можно исполнять заповедь о непрестанной молитве. Заповедь эта состоит в том, чтобы видеть все христианскую жизнь как единую великую молитву. И то, что мы привыкли называть молитвой, — это только часть этой единой молитвы.»

Монахи в египетской пустыне и монастырях вели полностью самодостаточный образ жизни. Монахи и монахини выращивали себе еду, обустраивали свои жилища, заботились в здоровье и благополучии братьев и сестер и общины мирян, которая их окружала. Отцы и матери-пустынники также зарабатывали себе на жизнь; они изготавливали веревки, циновки, корзины и сандалии, которые затем продавали на рынке, чтобы купить все самое необходимое для жизни. Некоторые работали поденщиками в полях плодородной долины Нила или занимались ткачеством. Даже гости монашеских общин могли присоединиться к их работе. Пустынники осуждали тех, кто использовал молитву как предлог, чтобы не работать. Вот что рассказывает нам одна из пустыннических историй: «Монахи пришли к авве Луцию и сказали ему: «Мы не работаем руками; мы подчиняемся наставлению Павла и непрестанно молимся». Авва спросил: «Вы не едите и не спите?» Они ответили: «Конечно же мы едим и спим». Он сказал: «Кто молится за вас, пока вы спите? Простите меня, братья, но на самом деле вы не делаете то, о чем говорите. Я покажу вам, как я непрестанно молюсь, хотя работаю руками. Размочив немного прутьев, с Божьей помощью сажусь я и плету из них веревку, а между тем повторяю: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои». Авва  спросил их: «Не молитва ли это?» Они ответили: «Верно, это молитва». И он продолжил: «Проводя целый день в работе и молитве, я зарабатываю около шестнадцати монет. Две из них я кладу за дверь, а на остальные покупаю еды. И тот, кто находит две монеты за дверью, молится за меня, пока я ем и сплю. И поэтому с Божьей помощью я непрестанно молюсь». («Скитский патерик»)

Мы, люди, живущие в современном мире, можем использовать принцип сочетания труда и молитвы в медитации. Джон Мейн напоминает нам о том, как мы можем прийти к состоянию непрестанной молитвы, медитируя: «Мы начинаем с того, что повторяем про себя нашу мантру. По мере того, как наш опыт углубляется, мы обнаруживаем, что нам требуется все меньше усилий, для того, чтобы настойчиво продолжать повторять слово в течениивсего времени медитации. Затем, нам может показаться, что мы не столько повторяем слово в уме, сколько оно звучит в нашем сердце. Именно в этот момент наша медитация и начинается по-настоящему. Вместо того, чтобы произносить или повторять мантру, мы начинаем вслушиваться в нее, окутанные все более глубоким вниманием.» (о.Джон Мейн OSB «Слово в безмолвии»)

С этого момента, даже вне самого времени медитации, мы осознаем, что слово, наша мантра, звучит в глубине нас, независимо от того, что мы делаем. Если во время нашей работы внезапно станет тихо, мы услышим нашу мантру, звучащую в глубине нашего сердца. Проснемся ночью – и вот она снова. Это – наш якорь посреди жизненных бурь.

 

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Альберт Захаров Obl OSB

Фото: Ирина Коковская

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru