(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 4)
В предыдущем письме мы познакомились с «Демоном ацедии». Мы увидели, что одним из способов победить этого «демона» является наша стойкость в молитве и медитации, но это непросто. Даже Святой Антоний пустынник, послуживший примером для отцов и матерей пустынников IV века, столкнулся с той же самой проблемой:
«Когда святой авва Антоний жил в пустыне, он был осаждаем ацедией и множеством греховных мыслей. Он обратился к Богу: «Господь, я хочу быть спасен, но подобные мысли не оставляют меня; что мне делать в моей скорби? Как я могу спастись?» И тут, когда Антоний уже поднимался, завершив молитву, он увидел человека, занятого своей работой: тот прерывал свой труд, чтобы помолиться, а потом вновь садился плести веревку, а потом вновь вставал, чтобы приступить к молитве. Это был ангел, которого Господь послал, чтобы направить и успокоить его. Он услышал, как ангел говорит ему: «Делай так, и ты спасешься». И слова эти наполнили Антония радостью и смелостью. Он стал делать так, и был спасен».
Со временем это стало основой для бенедиктинского образа жизни: «ora et labra», работа, перемежающаяся с регулярным установленным временем молитвы. Мы, те, кто медитирует сегодня, видим в этом важный урок: не стоит поддаваться искушению длительной медитации за счет всей прочей жизни. Гораздо лучше, особенно для начинающих, следовать дисциплине медитации дважды в день – а возможно, ваш образ жизни позволит вам делать это и трижды в день, – но это должны быть регулярные периоды, ограниченные во времени и не превышающие 30 минут. Они должны полностью насытить вашу повседневность молитвой.
Часто, когда мы начинаем медитировать, мы быстро осознаем все преимущества медитации, и это заставляет нас желать оставаться в ней все более долгое время. Но если мы пойдем этим путем, очень скоро мы встретимся с «демоном ацедии». Возможно, после этого мы уже не будем чувствовать тот покой, который переживали раньше. Но кто прилагает усилия – и кто испытывает разочарование? Кто побуждает вас к этому? Кто стремится к достижениям? Кто соблазняет нас добиваться уважения других? Ответ очевиден нам всем. Это та часть нашего сознания, которая помогает нам выжить в этом мире, та часть, которая имеет дело с материальной реальностью, в которой мы находим самих себя: это наше «эго». Но, следуя подобным побуждениям «эго», мы становимся жертвой трех главных «демонов» Евагрия Понтийского, выдающегося отца-пустынника: алчности, тщеславия и гордыни.
Но медитировать – это «оставить себя позади», оставить позади желания «эго»; только так каждый из нас сможет узнать, кто он есть на самом деле, – «дитя Божье». В нашей практике вполне могут быть моменты, когда нас коснется благодать Божья и мы больше не будем осознавать, что молимся. Но важно помнить, что это дары Духа, а не наши достижения.
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
Фото: Perpetua Claritas
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru