(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 2)
Св. Бенедикт рассматривал Обращение как непрерывный процесс. Нам необходимо постоянно обращать внимание на присутствие Высшей Реальности в молитве, медитации и в повседневных отношениях с другими людьми. Но чтобы обратиться к чему-то одному, всегда необходимо отвернуться от чего-то другого. Нам нужно сместить фокус внимания с внешней, поверхностной стороны нашей жизни к внутренней реальности нашего истинного «я» – к Сознанию Христа, живущему внутри нас. Этот сдвиг неизбежно влечет за собой изменения, некоторые из которых являются сознательными, а некоторые – бессознательными. На внешнем уровне мы совершаем сознательный выбор проводить регулярное время в медитации вместо зависания в соцсетях; встречаться с единомышленниками в группе медитации или посещать ретриты; пересмотреть ассортимент читаемой нами литературы и способов развлечения. Но реальные изменения, которые происходят с нами на внутреннем уровне – глубинная трансформация, вызванная этим смещением фокуса внимания – это бессознательный и очень постепенный процесс. Фактически, это то, что полностью выходит за рамки нашего контроля. Не мы меняем себя – мы меняемся. Это духовный дар.
Но вот в чем загвоздка! Нам нравится держать все под контролем, нравится определять, что, как и когда происходит. Нам нелегко передать бразды правления кому-то другому. Но секрет духовного путешествия именно в этом. Нам нужно отпустить все происходящее и довериться Высшей Силе.
Наше стремление к достижениям связано с потребностью во власти и контроле. Начиная медитировать, мы ожидаем немедленной тотальной трансформации сознания и откровенно разочаровываемся, обнаруживая, что мы все те же. Мы хотим немедленно окупить наши затраты времени и энергии, которые олицетворяет медитация. Почему мы еще не левитируем?! Если такова наша мотивация медитировать, мы очень быстро начнем сдаваться.
Но именно устойчивая верность ежедневному повторению слова, нашей мантры, позволяет постепенно осуществляться внутренним изменениям, охватывающим все, чем мы являемся. Постепенность этого процесса делает его почти незаметным. Искра Божественного Света внутри нас не превратится за ночь в бушующий очищающий огонь. Мы можем не увидеть особых результатов как через несколько недель, так и через несколько месяцев или даже лет. Но если мы со временем понаблюдаем за нашими реакциями на различные жизненные ситуации, мы заметим изменения в себе. Возможно, в первую очередь эти изменения в поведении заметят окружающие нас люди.
Проблема, связанная с нашей потребностью во власти и контроле, – это наш страх перемен. Думая, что точно знаем, кем или чем мы являемся, мы создали эффективную систему выживания, которая дает нам четкое ощущение идентичности и безопасности. Но у нас снова есть выбор: мы можем оставаться такими, какие мы есть на данный момент, или позволить себе расти и меняться, исполняя слова Иисуса: «Я пришел, чтобы имели жизнь во всей полноте». Принятие роста всегда подразумевает изменение. Нам нужно принять перемены и перестать пытаться плыть против течения естественных изменений.
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров Obl OSB
Фото: Perpetua Claritas
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru