(«Школа Медитации»: Курс 2 / Письмо 1)
Бенедиктинские монахи, монахини и миряне-облаты, решившие жить согласно Правилу Св. Бенедикта, приносят следующие три обета: Послушание, Стабильность и Обращение.
Давайте рассмотрим третий из этих обетов — Обращение, лат. Сonversatio Morum. В бенедиктинской традиции под Обращением подразумевается непрестанная трансформация образа жизни и отношения к окружающим. И в данном случае речь не идет об одноразовом обращении, подобном тому, которое испытал св. Павел на дороге в Дамаск.
Конечно, может случиться и так, что в начале нашего пути будет иметь место этот одноразовый опыт. Во время периода глубокого горя или утраты, или в момент предельной радости мы можем получить благодать внезапного глубокого духовного озарения, выводящего нас за рамки привычной поглощенности обыденной реальностью. В этот момент мы получаем глубинный опыт, указывающий на присутствие Предельной Реальности, пронизывающей и поддерживающей всю нашу повседневность.
Раннехристианские богословы, Отцы Церкви, называли этот момент «обращением», «metanoia» (греч. Μετάνοια), говоря о преображении сердца и ума, об озаряющей трансформации, позволяющей нам на некоторое время переступить через порог, разделяющий различные уровни восприятия и сознания, осознать Божественную Реальность, раскрывающую суть нашего бытия.
Этот опыт — или, иногда, лишь непостижимая жажда, — направляет нас к могущественному призванию все более глубокого погружения в молитву, раскрытия для себя самих этой Реальности и нашей с ней связи. Часто это становится для нас моментом открытия медитации, созерцательной молитвы, — и мы вступаем на этот путь с большим энтузиазмом. Медитация же вскоре приводит нас к безмолвию, вследствии чего «в глубоком творческом молчании мы встречаем Бога, путем, выходящим за грань нашего ума и речи» (о. Джон Мейн OSB, «Слово в безмолвии»).
К сожалению, после периода этого «медового месяца» мы чаще всего сталкиваемся с потоком бурлящих мыслей, связанных с нашей обыденной жизнью, и в такие моменты прикосновение к той глубокой тишине может показаться нам только недостижимой мечтой. В такой ситуации мы должны ежедневно начинать снова и снова, что бы ни случилось, во всей полноте веры возвращаясь к нашей дисциплине медитации дважды в день, с любовью и приверженностью. Самоотверженная медитативная практика обязательно приведет нас к трансформации, ведя от воображаемого образа нас самих к «творческой целостности, которой мы обладаем, начиная чувствовать, что впервые по-настоящему узнаем самих себя» (о. Джон Мейн OSB, «Слово в безмолвии»).
Именно это и имел в виду св. Бенедикт, трактуя обращение как непрестанный процесс. Это постоянная готовность повернуться навстречу Высшей Реальности в медитации и молитве, которые укрепят наше интуитивное знание этой Реальности, становясь новой точкой отсчета для всей нашей жизни. «Важнейшая цель христианской медитации — позволить сокровенному и безмолвному присутствию Бога в нас все в большей степени становиться не сколько некоей теоретической реальностью, сколько реальностью самой нашей жизни; позволить ему стать той реальностью, которая придает смысл, форму и цель всему, что бы мы ни делали, всему, чем мы являемся» (о. Джон Мейн OSB).
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров Obl OSB
Фото: Perpetua Claritas
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru