(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 44)
Медитация или, говоря иначе, созерцательная молитва, является подлинно христианским путем. Это подтверждается тем, что мы находим безмолвную молитву в основе многих духовных христианских традиций. Говоря об опыте кармелитской традиции, можно вспомнить св. Терезу Авильскую — в начале своего духовного путешествия она испытала на себе сильное влияние книги францисканца Франциска из Осуны «Третья духовная азбука» [1], где рекомендуется молитва с повторением одной духовной фразы. С наставлениями Франциска она прошла путь от дискурсивной молитвы к тому, что она называла «молитвой тишины» или «молитвой единения». Характерной чертой такого способа молитвы является растущая по мере практики глубина внутренней тишины и безмолвия. Пребывание в этой тишине становится путем открытия Богу нашего сердца в молитве.
«Иисусова Молитва», ставшая известной на Западе в XIX веке благодаря популяризации замечательной книги «Путь паломника» («Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»), написанной анонимным автором, была продолжением молитвенной традиции Восточной церкви, известной как «Молитва сердца» или умно-сердечная молитва. Здесь снова акцент делается на повторении молитвенной фразы, ведущей к внутренней тишине и уединению. И эта традиция, и та, о которой о. Джон Мейн рассказывает нам, опираясь на «Собеседования» св. Иоанна Кассиана, основаны на духовности раннехристианских пустынников и, в частности, на наставлениях Евагрия Понтийского, вошедших в собрание текстов «Добротолюбия». Вот как Кассиан описывает пратику «чистой молитвы»:
Повторяй и удерживай в уме формулу, отказавшись от телесных забот и беспокойств. Ум должен удерживать эту молитвенную формулу, пока, укрепившись в ее непрерывном повторении, не отбросит богатство и обширное имущество помыслов, и не достигнет евангельского блаженства нищеты: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Перед молитвой мы должны ставиять себя в такое состояние, в каком желаем находиться в самой молитве — ибо ум во время молитвы получает состояние, подобное предыдущему.
Молитва эта с постоянством должна быть изливаема и в беде и в радости.
Молитва несовершенна, пока мы сознаем в ней себя или то, что мы молимся.
В Англии, в XIV в., еще одним анонимным автором был написан трактат «Облако Неведения», где снова рекомендуется подобный способ молитвы, сравнивающийся с «пылающим копьем любви, пронзающим сердце». По мнению автора, нам нужно сосредоточить всю свою любовь и внимание на одном слове. «Облако» предлагает нам взять одно простое слово, например «Бог» или «Любовь» — слово, выражающее намерение нашего сердца. Этой духовностью было вдохновлено экуменическое движение «Центрированная молитва», которым руководил известный американский траппист о.Томас Китинг OCSO. Автор «Облака Неведения» формулирует то, что стоит за многими наставлениями христианской мистической традиции — нам нужно отпустить все наши мысли, сосредоточившись на слове молитвы. «Укрепи это малое слово в сердце своем, и будь, что будет». Или, как говорил о.Джон Мейн, «просто повторяй свое слово».
Все учителя, о которых мы сейчас вспомнили, являются частью традиции апофатического мистицизма. Путем «отрицания», «via negativa», апофатика говорит о Боге, который непознаваем и невыразим для ограниченных способностей нашего рационального ума. В созерцательной молитве нам нужно отпустить все свои мысли, связанные с мирскими или духовными вещами, стать более открытыми для Бога и глубоко вслушиваться в «веяние тихого ветра» (в «звучание чистого безмолвия», 3 Цар 19:11-12). Этот путь созерцания сосредоточен на Любви, на повторении нашей молитвы с верой и любовью. Существует множество незначительных отличий между способами молитвы, например, принятыми в среде кармелитов и в современных движениях. Но общность, связывающая эти способы молитвы намного важнее различий. Несмотря на то, что мы можем вдохновляться разными источниками, все наши общины и движения включены в путь аутентичной христианской молитвы, ведущий к тишине и осознанию Божьего Присутствия в нашем сердце.
[1] Францисканский писатель XVI в., Франциск из Осуны, так описывал практику безмолвной молитвы, в которой с каждым вдохом повторялась фраза «Господи Иисусе помилуй меня»: «Смирение и отрешённое углубление в молитву освобождает человека от самого себя, изгоняет наполненность самим собой, чтобы Бог имел пространство в сердце. Так Моисей сокрылся на горе во мраке облака, окутавшего вершину, когда, не видя Бога, он самым непосредственным образом говорил с Ним. Молчание ума (полное отсутствие потока мыслей) есть нечто большее, чем кажется поначалу, и по сути нельзя объяснить, что оно из себя представляет, потому что Бог, на которого оно равняется, также необъясним. Удерживай свой взгляд на земле, где не на что смотреть, чтобы меньше волновать фантазию и воображение и не отвлекать сердце.» (Francisco de Osuna, The Third Spiritual Alphabet)
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru