(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 45)
Христианская созерцательная традиция придает большое значение отпусканию мыслей. Важным следствием этой работы является то, что мы становимся свободными для того, чтобы пребывать в текущем моменте. Сосредоточившись на нашем молитвенном слове, мы оставляем позади мысли, которые всегда связывают нас с прошлым и будущим. Просто понаблюдайте за своими мыслями. Разве не все они связаны с вашими проблемами, надеждами и страхами в отношении того, что произошло и что может случиться? Обычно мы используем настоящий момент просто как ступеньку к будущему или как наблюдательный пункт, с которого мы с тревогой или ностальгией смотрим назад в прошлое. Мы совсем не оставляем места для настоящего момента самого по себе. И все же в Писании мы слышим, что сущностная природа Бога — это «чистое бытие». Когда Бог в первый раз обратился к Моисею, он сказал: «Я Бог ваших предков, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Это аспект Бога в контексте истории человечества. Но когда Моисей снова спросил Бога о его имени, он ответил: «Я есмь Сущий» (Исх 3:14), «Я тот, кто есть». «Божье имя», сущностная природа Бога – само «чистое бытие» в настоящем моменте. Поэтому настоящий момент — это «узкий путь», посредством которого мы можем войти в Присутствие Бога, живущего в глубине нас.
Именно поэтому оставление мысли позади является неотъемлемой частью нашей практики медитации. Этот вопрос снова поднимается в Писании, когда Иисус учит нас оставлять наши мысли позади. Евангелие от Матфея дает нам четкое руководство: «Говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф 6:25) Все наши заботы в основном касаются выживания. И Иисус говорит совершенно ясно, что жизнь – это нечто большее, чем просто выживание. Нам нужно полностью сосредоточиться на Царствии Божьем: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33). Вместо того, чтобы витать в наших мыслях, нам нужно однонаправленно сосредоточиться на Божественном, повторяя нашу молитвенную формулу, нашу мантру, слово «Маранафа» – эту одну из древнейших христианских молитв. Молитвенное слово — наш якорь, укореняющий нас в Божьем Присутствии.
Этот способ молитвы, этот «отказ от себя» требует доверия — поверьте, что Бог здесь и что Он обращен к вам. Иисус осознает все эти наши трудности и подчеркивает, что Бог направляет свой взгляд на все творение – на птиц, на лилии в поле, даже на обычную полевую траву. Он призывает нас верить в то, что мы тоже окружены Божьей помощью, мы тоже будем одеты и накормлены: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф 6:32). Все, что нам нужно сделать, это сосредоточиться на наших отношениях с Богом в настоящий момент: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф 6:34). Нам нужно решать текущие проблемы, которые возникают в каждый конкретный момент. Мы сможем сделать это с сосредоточенностью и спокойствием, как непосредственными плодами «непрестанной молитвы», постоянно повторяя нашу молитвенную формулу, нашу мантру – постоянно ставя себя на якорь в Присутствии Бога. Ту же рекомендацию мы находим в Писании: «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5:17), «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк 18:1). Иоанн Кассиан говорит о том же: «Молитва этого стишка с неослабевающим постоянством должна быть изливаема, чтобы избавиться от несчастий, а в счастье сохраниться от превозношения. Размышление об этом стишке должно постоянно обращаться в твоей груди. Во всяком деле или служении или в пути не переставай воспевать его и во время сна, и во время обеда, и в последних естественных потребностях природы.» (Собеседования 10, 10 «Об установлении непрестанной молитвы»).
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru