1.31 «Наши внутренние чувства»

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 31)

Отрекаясь от привязанности к нашему сформированному мировоззрению и от необходимости использовать мир, а также других людей, в качестве инструментов для эмоционального удовлетворения, мы одновременно оставляем позади многие вещи, являющиеся для нас препятствием. На этой стадии практики медитации мы встретимся с моментами, даже быстропреходящими, которые откроют нам иную реальность, духовное и трансцендентное измерение, которое о.Джон Мейн называл «тишиной, позволяющей увидеть удивительный свет нашего духа», «местом соприкосновения с основанием, фундаментом нашего бытия», «где мы переживаем пустоту и нищету»; а также говоря словами о.Лоренса Фримена: «мир и осознание Божьего присутствия», «встреча с оголенным его», с «эго» свободным от всех неупорядоченных желаний и эмоциональных ран.

Когда мы входим в тишину таким глубинным путем, мы открываем новый способ познания: сзади остается чисто логическое, рациональное мировоззрение; зато развивается тонкое интуитивное, непосредственное и одномоментное познание, названное теологами «Оком сердца». Мы получаем доступ к внутреннему источнику истинной мудрости, прикасаемся к сознанию Христа, пребывающему в нашем сердце. Чем дальше мы входим в тишину и недвижимость медитации, тем четче становится интуитивное понимание. Мы просто «знаем». И это знание распространяется, входит в нашу жизнь глубже, мы все чаще начинаем прислушиваться к голосу интуиции.

Ориген, ранний отец церкви, был первым, кто говорил о внутренних чувствах. Он говорил, что существует пять других ощущений, дополняющие обычные физические органы чувств. Душа также имеет свои глаза, уши, рецепторы вкуса, запаха и прикосновения.

Основная цель медитации заключается в том, чтобы пробудить эти органы духовного чувства к жизни. Когда мы переносим наш ум в сердце, тогда наше рациональное «я» уже не доминирует над нашим существованием, зато интуитивное «я», наше истинное «я» может наполнить «эго», рациональное «я», и таким образом эти сущности постепенно смогут интегрироваться. В результате мы становимся действительно цельными. Теперь мы понимаем и помним, кем являемся на самом деле. Медитация помогает нам познать Христа, ощутив внутри нас Его живую силу, что наполняет нас энергией, исцеляет, изменяет и ведет нас к большему пониманию, целостности и состраданию.

Важно помнить, что медитация не для избранных, она присуща общечеловеческой природе. Одним из основных постулатов юнгианской психологии является утверждение, что в психике всех людей заложена потребность инстинктивного движения в сторону интеграции и целостности. Св. Августин говорит об этом так: «Цель этой жизни — восстановить способность видеть сердцем, ибо именно такой целостный здоровый взгляд может познать Бога».

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru