(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 30)
Нам необходима решимость, чтобы оставить позади наши мысли, наше «эго», выйти из комфортной зоны нашей обусловленности, позволить уйти – пусть и временно – нашему чувству идентичности и индивидуальной ограниченности, сформированному из наших мыслей. Но нам действительно необходимо «оставить себя позади», если мы хотим следовать за Иисусом в безмолвии, если мы хотим открыть, кем мы являемся на самом деле, — детьми Божьими. И да, в тот момент, когда мы входим в лес безмолвия, мы встречаем там «красавицу и чудовище»: наши полузабытые воспоминания прекраснейших моментов жизни и наши подавленные страхи. И вот мы находимся в том психологическом и эмоциональном мире, который о. Джон Мейн назвал «лишенным света уровнем осознания подавленных страхов и тревог», а о. Лоренс Фримен — «психологическими отвлечениями». Успокоение потока мыслей поверхностного уровня нашего сознания позволяет нам начать осознавать наше индивидуальное бессознательное, где «эго» разместило все то, что, казалось, угрожает нашей адаптации к окружающей среде, все, что обеспечивало наше выживание, когда мы были совсем юными.
И вот, в какой-то момент медитации мы отвлекаемся – нас бурлит радость, в нас воцаряется покой. Возможно, мы внезапно ощущаем, что на глазах выступают слезы. Либо вдруг чувство гнева и раздражения выходит на передний план. Примите все, что происходит: это слезы, не пролитые вами в свое время, это гнев и раздражение, не нашедшие выхода когда-то раньше. Все эти эмоции блокировали ваш путь к собственному Центру. Позвольте им прийти, назовите их, примите их; осознайте их, но не пытайтесь отыгрывать их снова. В такие моменты мы знаем, что нас исцеляет Христос Врачеватель. Все эти подавленные эмоции подобны замороженным глыбам льда; вынесите их на Свет Любви Христовой, и они растают, — и вы сделаете еще один шаг на духовном пути. Нет нужды знать причины всех этих эмоций: просто назовите поименно своих внутренних демонов, и ваше сердце сможет перетерпеть их лучше.
Порой скрытые травмы достигают поверхности, и, если они являются достаточно серьезными, вам даже может понадобиться помощь психолога, как поддержка на вашем пути. То, что вам требуется, – это понимание, осознание сложившейся ситуации и путей взаимодействия с ней; слишком настойчивый поиск причин, в свою очередь, может создать новые препятствия – мы можем стать слишком зацикленными на само-сознательности, чрезмерно очароваться нашей собственной историей, можем даже позабыть истинную причину нашего пребывания на медитативном пути.
В этот момент наше эго может вообще остановить наше продвижение, говоря нам: «Оставьте прошлое в покое! Какой смысл снова вызывать к жизни все эти эмоции?» Часто появляются мысли, что «это лишь потворство собственным слабостям», что «лучше в это время сделать что-то полезное для других». Эго сопротивляется нашим попыткам углубиться, пытаясь сделать этот процесс болезненным, бессмысленным, сухим и скучным. Не поддавайтесь на эти трюки. Вы свободны сделать выбор и погрузиться в безмолвие медитации, обрести целостность и открыть свое истинное «я». Доверьтесь и упорствуйте. Помните, что все, что происходит, находится на более глубоком уровне, чем ваше рациональное сознание. Медитация выходит за грань мыслей, чувств и образов. Поверхность вашего сознания может быть потревожена, однако в то же самое время оздоровительные процессы будут происходить на уровне, до которого не сможет достать ваш ум, — на уровне безмолвного единения с вашим собственным глубоким сознанием и сознанием Христа, «умом Христовым» (1 Кор 2:16). Упорствуйте в верном повторении вашей молитвенной формулы, вышей мантры, и она станет гармонией, звучащей в вашем существе, позволяя Христу исцелять вас, вести всех нас к целостности.
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru