(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 32)
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф 6:25)
В медитации мы стремимся пребывать в настоящем моменте – в том единственном моменте реальности, где возможна встреча с Богом, сказавшим о себе – «Я есмь Сущий». И все же через несколько секунд мы снова начинаем думать о вчерашнем дне, планировать завтрашний день или погружаемся в свои желания, мечты и фантазии. Но Иисус в Евангелии учит нас прежде всего сосредотачиваться на Царствии Божьем: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.» (Мф 6:33-34)
Учение Иисуса о молитве является простым и чистым, оно основано на здравом смысле и обладает тонкой мудростью. Тем не менее, нам часто кажется, что мы не в силах следовать этому учению практически. Неужели Иисус мог учить этому обычных людей?
Открытие рассеяности и поверхностных отвлечений нашего ума смиряет нас. И, таким образом, мы вспоминаем о том, что это открытие универсально – шестнадцать столетий назад св. Иоанн Кассиан учил способу созерцательной молитвы с молитвенной «формулой», или мантрой, как мы бы сказали сегодня. К проблеме естественных умственных отвлечений добавляется также фактор нашего возраста, со всей той огромной массой информационных потоков и сигналов, сквозь которые мы должны проплывать каждый день, пытаясь поглотить и классифицировать все это с момента включения утром радио или соцсетей и до самого вечера.
Открыв для себя проблему отвлечений, мы можем легко впасть в уныние и отвернуться от медитации. «Это не моя духовность. Я не человек дисциплины. Почему моё время молитвы должно стать временем еще одной работы?» Часто такое уныние скрывает в себе циклично повторяющееся чувство поражения и несостоятельности, слабую сторону нашего поврежденного и отвергающего само себя эго: «Я ни на что не гожусь, даже медитация у меня не получается».
На этой начальной стадии нам прежде всего необходимо понимание смысла медитации и особая жажда, возникающие из более глубинного уровня сознания, от которого мы, похоже, сами себя изолируем. Именно здесь, в самом начале, мы сталкиваемся с побуждающим импульсом Божьей благодати, хотя возможно мы еще и не можем признать в происходящем этого действия. Пока благодать приходит к нам извне – в форме обучения, духовной традиции, духовной дружбы и вдохновения. Позже она начнет приходить изнутри – как интуитивная жажда более глубокого опыта. Христос, который в Духе присутствует в большей степени внутри нас, чем вне, толкает нас извне и притягивает к себе изнутри.
Все это помогает нам с самого начала понять, в чем смысл и цель повторения формулы или мантры в медитации. Это не волшебная палочка, которая автоматически очистит наш ум и не кнопка, которая «включит» присутствие Бога. Это дисциплина, «начинающаяся с веры и заканчивающаяся в любви», которая приводит нас к опыту нищеты духа. Мы повторяем нашу молитвенную формулу не для того, чтобы бороться с отвлекающими моментами, но чтобы помочь нам отвлечь наше внимание от них. Простое открытие того, что мы можем сосредоточить собственное внимание, как бы мы ни были рассеяны, уже является первым великим пробуждением. Это начало углубления сознания, которое позволяет нам оставлять отвлекающие факторы на поверхности, как волны на поверхности океана. Даже на этом раннем этапе пути мы уже узнаем глубочайшую истину, оставляя на время все свои мысли, религиозные или обыденные: это не наша молитва, а молитва Христа, и она сейчас касается нас.
о. Лоренс Фримен OSB
(Фрагмент из ‘Coming Home’ Resources Book)
Перевод с англ.: Альберт Захаров Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru