1.29 «Этапы пути», ч. 2

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 29)

Как мы уже обсуждали в предыдущем письме, медитация приводит нас к более глубокому осознанию нашей обусловленности и, следовательно, к самопознанию, – и, в конечном итоге, к свободе.

Существует весьма эффективный способ войти в безмолвие – это памятование о том, что все наши мысли являются мыслями о прошлом или о будущем. Нам необходимо дать мыслям уйти, чтобы оставаться в настоящем моменте, но, как все мы знаем по опыту, это легче сказать, чем сделать. В христианской медитации способом оставаться в настоящем моменте является осознанно повторяемая молитвенная формула, мантра, на которой мы в полной мере фокусируемся.

Снова хотела бы вспомнить об одной рекламе медитации, которая несколько лет назад попалась мне на глаза. На плакате был изображен индийский гуру совершенно традиционного вида и в типичном облачении, балансирующий на серфинговой доске, мчащейся по волнам. Внизу была подпись: «Вы не сможете остановить волны, но вы можете научиться искусству серфинга». Наша молитвенная формула, наша мантра – это наша доска для серфинга. Вы не сможете подавить мысли, вам не под силу избавиться от них; они просто будут окружать вас, как волны. Но вы можете принять их, как часть вас самих, чтобы искусно оседлать их. Время от времени вы падаете с доски, но взбираетесь на нее снова и снова. Как сказал Сэмюэл Беккет: «Пробуй и ошибайся, не важно. Пробуй снова, ошибайся снова, ошибайся лучше». Бывает, что порой вам довольно легко удержаться на серфинговой доске и радостно скользить по волнам – то есть, в нашем случае, войти в молчание.

На этом этапе, когда мы входим в молчание, важно помнить, что наше обусловленное «я», наше «эго», вовсе не хочет выпустить нас из своей сферы влияния; оно хочет удержать нас на поверхности. Оно подстрекает нас отождествиться со всеми этими мыслями, эмоциями, масками и ролями. Эго не позволяет нам воссоединиться с глубинными частями нашего сознания, отпугивая нас от малейшего столкновения с ними.

Мы нуждаемся в нашем эго, в наших инстинктах выживания, но иногда это напоминает гиперопеку родителя, желающего сохранить детей в безопасности и потому не отпускающего их от себя – и тем самым не позволяющего им развиваться и учиться самостоятельно. Войти в безмолвие – это как покинуть дом, чтобы в итоге возвратиться в свой истинный дом.

Что же делает эго, когда мы погружаемся в тишину? Часто оно в еще большей степени усиливает наши мысли. И когда, накоенец-то, нам удается оседлать эти волны и войти в безмолвие, эго провоцирует нас прекратить повторение мантры. Мы можем начать убеждать себя, что мантра лишь отвлекает нас от покоя. И если мы послушаемся этого голоса эго, мы всего лишь погрузимся (точнее, утонем!) в «благочестивую дремоту», в состояние, которое пустынники и Кассиан называли «пагубным (ложным) покоем» («pax perniciosa», св. Иоанн Кассиан «Собеседования» 4, 7) – и таким образом, эго преуспеет в торможении нашего духовного роста. Если же и это у него не удастся, эго может задать нам вопрос: «Не скучно ли так просто сидеть и повторять слово? Что за надувательство!» И когда мы и после этого продолжим медитацию, оно может попробовать зайти с другой стороны, заставляя нас задаваться вопросом: «А точно ли это правильный метод и правильная мантра? Не сменить ли мне свою мантру?» И снова эго убеждается в том, что мы ничуть не продвинулись! Единственный способ выдержать — это продолжать нашу медитацию с верой, невзирая на все отвлечения.

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru