1.28 «Этапы пути», ч. 1

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 28)

«Медитация — это способ вырваться из мира иллюзий в чистый свет реальности.»
(о. Джон Мейн OSB)

Мир иллюзий, о котором говорит Джон Мейн в приведенной выше цитате, — это мир, выстроенный нами из наших мыслей. Многие из нас считают, что мы и есть то, что мы думаем, отождествляя себя со своими мыслями. Как вы думаете, кем вы являетесь? Наше представление о самих себе, о других и о мире, в котором мы живем, состоят из наших мыслей: наших собственных мыслей и, часто, мыслей других людей, которые мы невольно присваиваем. С момента нашего рождения мы воспринимаем воззрения тех, кто бесспорно значителен для нас: наших родителей, братьев и сестер, семьи, общины, группы сверстников, общества, в котором мы живем, религии и культуры, в среде которых мы существуем. Мы формируем наше представление о реальности, основываясь на воспринятых нами представлениях других людей, в попытке соответствовать, быть принятыми, быть любимыми и уважаемыми. Иными словами, движимые потребностью выжить, мы принимаем мнения других и перенимаем ожидаемые роли и отношения. Часто, поступая так, мы забываем, кем являемся на самом деле, становясь узниками всех этих условностей.

По мере того, как мы взрослеем, некоторые из нас обретают достаточную уверенность в себе, чтобы бросить вызов всем этим мыслям и воззрениям и рассмотреть их подробнее. Мы жаждем узнать, кто мы на самом деле, кто скрывается под всеми этими масками, ролями, функциями, рефлексами. Но, говоря словами Джона Мейна, «вырваться» из них не так-то просто. Тот факт, что мы находимся под властью собственных мыслей, открывается нам в момент начала медитации. Мы начинаем осознавать то, что о. Мейн описывал как «хаотический шум ума, разоряемого столь многими мелочами и отвлечениями», а о. Лоренс Фримен называет «отвлечениями обезьяньего ума».

Выход за рамки мыслей может показаться нам трудным, ведь нас приучили считать, что мышление — это самая высшая форма активности, на которую мы способны. В 17 веке Декарт сказал: «Я мыслю — следовательно, существую», таким образом, связав мыслительный процесс с существованием. Т.С.Элиот проиллюстрировал такое понимание в своих «Четырех квартетах», где люди оказываются в поезде метро, застрявшем в туннеле: они оказываются наедине с «растущим ужасом, когда им уже не о чем думать». «Не-думание» воспринимается нами как угроза нашему выживанию. Ничего удивительного, что люди пугаются, сталкиваясь с дисциплиной медитации, которая поощряет нас позволить мыслям уйти. Этапы на пути медитации, наша попытка «вырваться», — это, по сути, изменение наших взаимоотношений со своими мыслями.

«Вырваться» — это требует смелости и стойкости в медитации, но может привести нас, по словам о. Мейна, к «чистому свету реальности», где мы сможем вспомнить и испытать, что мы «дети Божьи», «храм Святого Духа», и что «ум Христа также находится и в нас».

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru