(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 27)
Медитативная практика, связанная с однонаправленным сосредоточением внимания, будь то на дыхании, на определенных движениях или, как в нашем случае, – на повторении молитвенной формулы, нашей мантры, обязательно ведет к покою ума и тела. Об этом говорит не только наш опыт, но и научные исследования.
Когда мы усердно уделяем внимание молитвенной формуле, наше дыхание и сердцебиение естественным образом успокаивается, и приводит в состояние покоя неугомонное тело. По мере того, как успокаивается дыхание, успокаиваются и наши мысли. Таким образом, мы можем рассматривать дыхание в качестве моста между телом и умом.
«Ваше дыхание должно быть спокойным и размеренным. Позвольте всей мускулатуре вашего тела прийти в состояние покоя. И затем, ум и тело смогут войти в равновесие. Одной из существенных задач медитации является достижение гармонии между телом, умом и духом.» (о. Джон Мейн OSB)
Так, через простое принятие беспокойного характера нашего ума и повторения с любовью и верой нашей мантры, мысли и образы, несмотря ни на что, постепенно отходят на второй план.
Очень часто медитация становится действительно неплохим способом достижения исключительно физической пользы для здоровья, – когда она используется только лишь как технический способ привести себя в состояние покоя, и не более того. Нет ничего плохого в том, чтобы успокоить вечно болтающий ум, снять стресс и напряжение. И очевидно, что в любом случае будет полезным иметь некую передышку от забот, тревог, надежд и страхов, которые обычно окружают нас, заставляя наш ум бегать по замкнутому кругу и отнимать у нас все больше и больше сил. Но такое узкое восприятие медитации стало бы упущенной возможностью, ведь медитация является чем-то намного более глубоким, чем просто способ оказать влияние на психику и тело. Тем не менее, не стоит забывать, что телесное и психологическое измерение медитативной практики – один из первых и немаловажных шагов на пути преображения, ведущего к ясности восприятия и всеобщей осознанности.
Достигая мирного и взвешенного состояния тела и ума, мы не отвлекаемся ни на что и продолжаем сосредотачиваться на повторении молитвенной формулы. Поступая так, мы осознаем, что глубине нашего сердца обитает полное покоя и гармонии безмолвие. Согласно мысли средневекового доминиканского мистика Мастера Экхарта, «нет ничего, более подобного Богу, нежели безмолвие». В такой перспективе медитация становится духовной дисциплиной и дорогой, ведущей к открытию центра нашего истинного бытия, где пребывает Христос. Она становится путешествием, полным открытий в Божьем присутствии. Однажды коснувшись нас, такой опыт медитации обязательно пропитает всю нашу жизнь, преображая впоследствии все наши действия.
«Важнейшая цель христианской медитации – позволить сокровенному и безмолвному присутствию Бога в нас все в большей степени становиться не столько некой теоретической реальностью, сколько реальностью самой нашей жизни; позволить этому Присутствию стать той реальностью, которая придает смысл, оформленность и цель всему, что мы делаем, всему, чем являемся.» (о. Джон Мейн OSB)
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Альберт Захаров Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru