1.26 «Пребывание в настоящем моменте»

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 26)

Если мы начнём наблюдать за своими мыслями, то очень скоро заметим, что все они так или иначе связаны с прошлым или будущим. Все наши мысли вращаются либо вокруг нашей озабоченности произошедшим, приобретающей форму плохих или хороших воспоминаний, либо вокруг того, что может произойти – вокруг наших страхов, надежд, желаний и планов. В силу этого мы даже не видим людей и ситуации такими, какими они являются, окрашивая всё воспринимаемое собственными мыслями, оценками, предрассудками, отпечатками своего опыта, субъективными эмоциями. Поэтому было бы совершенно справедливым сказать, что мы бродим по кругу, на фоне ландшафта нашего ума, сотканного из наших мыслей, в нами сотворённом мире иллюзий. Мы глубоко погружены в нашу собственную историю происходящего, и сила этой захваченности питает все творения нашего ума, делая их настолько сильными, что они порой производят впечатление единственной существующей реальности. Именно это и становится фактором, скрывающим от нас существование Высшей Реальности.

Эта Высшая Реальность, – Бог, переживается в опыте христианских мистиков как чистое «Бытие», пребывающее «здесь и сейчас»: «Из всех имён наиболее подобающее Богу – «Тот, Кто есть» […] ибо Он живёт всегда вновь и без конца в Сейчас» (Мастер Экхарт). Моисей, спросив Бога о том, кто Он, получил два ответа. Один из них очерчен историческим контекстом: «Бог Авраама, Исаака и Иакова» (Исх 3:15). Второй указывает на Бога «здесь и сейчас»: «Я есмь Сущий» (Исх 3:14) — чистейшее бытие, сила и сознание. В Евангелии от Иоанна мы встречаем подобное высказывание Иисуса о самом себе: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8:58).

Оставляя свои мысли, мы позволяем себе оказаться в настоящем моменте. Таков «узкий путь» внимания, сосредоточенного на нашей мантре, нашей молитвенной формуле — следуя им, мы достигаем безмолвия в самой основе нашего бытия, здесь и сейчас, оставляя наше обусловленное бытие позади. Вечность — это именно Сейчас. Мы должны понять, что время на самом деле не состоит из вереницы нанизанных на нить моментов — всё происходит в одном единственном миге настоящего, Сейчас. Это Сейчас мы искажаем, удаляясь в собственные воспоминания, или используя этот драгоценный миг в качестве ступени, на которой мы просто предвкушаем будущее и готовим себя к нему.

Более того, момент Сейчас однажды происходит и затем проходит. Всё, что остается от него, становится частью прошлого, это всего лишь воспоминание. По прошествии времени всё, что остается таким образом от настоящего момента, снова превращается в не более чем умственную конструкцию — интерпретацию произошедшего, окрашенную разной степенью самообмана, страхами и предвкушениями, нашим стремлением утешиться. Всё это не сильно отличается от мечты или фантазии. Кроме того, вся эта окраска сильно варьируется в зависимости от нашего текущего настроения, изменчивых обстоятельств. Нам нужно отпустить эти миражи; ведь в действительности есть только «здесь и сейчас». Присутствуя в настоящем, внимательно вслушиваясь в молитвенную формулу, в повторяемую нами мантру, мы можем осуществить этот шаг — отпустить все мысли и образы, прошлое и будущее, и просто быть тем нашим истинным Я, которое пребывает в Сейчас: «Быть осознанным означает жить в настоящем моменте, не в заточении прошлого и не в ожидании будущего, которое может никогда не настать. Когда мы в полной мере осознаём настоящее, вся наша жизнь преображается, напряжение и стресс уходят. Огромная доля всей современной жизни проходит в лихорадочном ожидании предстоящей активности и волнении. Нам стоит научиться избегать этого, делая шаг к свободе и к возможности переживания настоящего мгновения» (о. Беда Гриффитс OSB)

Ким Натараджа Obl OSB

 

Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru