1.25 «Сила безмолвия»

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 25)

Сутью медитации является неподвижность и безмолвие. Безмолвие это одновременно и внешнее, и внутреннее. Внешнее безмолвие нелегко обнаружить в нашем современном мире. Масс-медиа бомбардируют нас обыденностью, переполняя наше внимание незначительными банальностями. Эрих Фромм очень хорошо пишет об этом в своей книге «Психоанализ и религия»: «Сегодня мы обладаем неимоверными коммуникативными возможностями благодаря прессе, радио и телевидению (а сегодня мы могли бы добавить к этому перечню интернет), но ежедневно нам скармливают нонсенс, который был бы обидным даже для разума детей — конечно, если они уже не были вскормлены на нем». Мы окружены шумом и настолько привыкли к этому, что отсутствие этого шума кажется нам странным и незнакомым, а порой и пугающим. Нам нужно обнаружить в себе смелость, чтобы создать своего рода «карманы» для внешнего молчания в ходе нашего дня, в добавок к нашим периодам медитации, где мы бы не говорили ни с кем лично или по телефону, где нас не настигал бы звук ни радио, ни телевидения, ни музыки. Будьте достаточно смелы, чтобы выключить радио, отключить телефон и погрузиться в молчание! И, в особенности, сделайте это в те полчаса, которые предшествуют медитации.

Подготовка к молитве или медитации крайне важна. Мы не можем ожидать, что просто сядем медитировать, мгновенно успокоив сознание, если прямо перед этим мы были вовлечены в процесс общения — в особенности напряженного — а ведь очень часто просмотр телевизора и прослушивание радио становится для нас подобным «общением». Нам необходим период внешнего безмолвия, прежде чем мы начнем медитацию.

«То, чем бывает занята душа наша до молитвы (до медитации), по необходимости приходит на память и во время продолжения оной. Посему прежде начатия молитвы, мы должны поставлять себя в таком состоянии, в каком желаем находиться в продолжение оной.» [1] (Св. Иоанн Кассиан «Собеседование 9, г. 3»)

Следовательно, первый шаг к медитации — это погружение в безмолвие, когда мы позволяем уйти всем внешним шумам, а потом отбрасываем и все наши сенсорные ощущения: «Ум, не рассеивающийся по внешнему […] возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит.» [2] (Св. Василий Великий).

Сидя неподвижно, сосредоточившись на молитвенной формуле, на нашей мантре, мы разрешаем себе осознать безмолвие, живущее в Центре нашего бытия. Это безмолвие не является простым отсутствием шума, обычным отсутствием звуков, но некой созидательной энергией, позволяющей нам стать скорее «про-активными», исходя из наших собственных творческих побуждений, чем «ре-активными» относительно внешних стимулов.

Внутреннее безмолвие творит осознанность, которой мы лишены в обыденной жизни: «Пребывая в безмолвии, мы становимся во всей полноте внимательными к тому, кто мы есть, где мы находимся, и что происходит внутри и вовне нас, […] мы приобретаем спокойную внимательность, не само-сознание, но простое внимание, осознанность.» (о. Лоренс Фримен OSB).

Когда мы сидим неподвижно и в безмолвии, то закладываем фундамент для стабильности, позволяющий опираться на твердую почву, укоренившись в ней психологически и духовно. Эта укорененность останется с вами и вне времени медитативных сессий. Она станет естественным свойством вашего сознания, преобразив вашу жизнь и позволив вам жить и действовать исключительно из глубинного центра безмолвия. Этот центр – сама сердцевина вашего бытия – то место, где мы встречаемся с Божественным присутствием.

Ким Натараджа


[1] Св. Иоанн Кассиан «Собеседование 9, г. 3».

[2] Св. Василий Великий «Письмо 2-е к св. Григорию Богослову», цит. по изданию Св. Григорий Палама «Триады в защиту священно-безмолвствующих» (часть 2-я триады I, 5).



 

Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *