(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 23)
«Сейчас я хотел бы поднять один конкретный вопрос, с которым сталкивается каждый из нас. Это вопрос отвлечений во время медитации. Что вы предпринимаете, когда начинаете медитировать, и к вам приходят отвлекающие вас мысли? Ответ, который нам предлагает традиция — это игнорировать все отвлечения и продолжать повторять свое слово. Не стоит тратить даже минимум энергии на то, чтобы нахмурить брови и сказать: «Я не стану думать о том, что же я буду есть за обедом», или «с кем я должен встретиться сегодня», или «куда я пойду завтра», или о каких-либо других отвлекающих нас вещах. Не тратьте энергию на борьбу с отвлечением. Просто игнорируйте его — и единственным способом такого игнорирования является повторение слова.» (о. Джон Мейн OSB «Мгновение Христово»)
Проблема, с которой все мы сталкиваемся на пути к внутренней тишине в медитации, заключается в том, что наше сознание переполнено мыслями, образами, ощущениями, эмоциями, озарениями, надеждами, сожалениями, нескончаемым массивом отвлечений.
Св. Тереза Авильская однажды сказала, что человеческое сознание подобно кораблю, где мятежные матросы связали капитана. Все эти матросы пытаются вращать штурвал, корабль идет кругами, и в итоге терпит крушение, разбиваясь о скалы. Таково наше сознание, – говорит Тереза, – оно полно мыслей, тянущих нас во всех направлениях. Вот еще одно ее высказывание: «Отвлечения и блуждающий ум – это часть обычного человеческого состояния, и мы не можем его избегнуть, как не можем избегнуть принятия пищи или сна».
В индийской традиции человеческий ум сравнивался с огромным деревом, на котором многочисленные обезьяны скачут по ветвям, болтая друг с другом. Лоренс Фримен, комментируя эту историю, отметил, что существует путь, ведущий через лес, полный болтающих обезьян, и этим путем является практика повторения нашей мантры, нашей молитвенной формулы во время ежедневной медитации.
Мантра оказывает нам поддержку в нашей концентрации, помогает нам выйти за грань любых отвлечений, слов и мыслей, – даже святых мыслей. Мы повторяем мантру упорно и неспеша, с любовью и внимательностью. Если мы обнаруживаем, что наш ум блуждает, мы просто возвращаемся к нашей мантре. Мы не можем форсировать этот способ молитвы с помощью слишком явного применения силы воли. Не прилагайте слишком много усилий. Просто отпустите; просто успокойтесь. Нет нужды бороться с отвлечениями. Просто деликатно возвращайтесь к повторению мантры. К сожалению, повторение мантры не сможет мгновенно подарить вам мир, гармонию, отсутствие отвлечений или тишину. Мы должны принять тот факт, что находимся на пути — в паломничестве медитации. Мы не должны расстраиваться, когда переживаем подобные отвлечения. Мы не должны ставить своей целью свободу от мыслей. Джон Мейн постоянно советовал нам приходить к медитации без всяких целей или ожиданий. Мантра, в конечном счете, укоренится в нашем сознании через простую верность — верность возвращения к мантре каждое утро и каждый вечер.
Проблема, с которой часто сталкиваются все, кто медитирует, — это мыслительный процесс, не прекращающийся даже тогда, когда мы повторяем мантру. Для обозначения этого явления даже существует термин: «дабл-трекинг» (англ. double tracking — многоканальность). Однако тут снова не о чем беспокоиться. В проявленной нами стойкости мантра будет становиться сильнее, и наши мысли будут досаждать нам все меньше и меньше на продолжающемся пути медитации.
Пол Харрис
Фрагмент из книги: Пол Харрис «Христианская медитация — созерцательная молитва для нового поколения». Пол Харрис — писатель, журналист из Оттавы, один из первых участников канадской общины WCCM.
Иллюстрация: Тоё Сэссю «Дерево с обезьянами»
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru