1.22 «Путешествие медитации» (ч. 2)

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 22)

В предыдущем письме мы обсуждали, что может происходить с нами на пути медитации. Мы начинаем наш путь с огромным энтузиазмом, наша приверженность ежедневной дисциплине растет с каждым днем все больше, но в дальнейшем мы неизбежно должны будем пережить встречу с особым эмоциональным состоянием подавленности и уныния, которое отцы и матери пустынники называли «демоном ацедии». Погружаясь одновременно в скуку и беспокойство, мы чувствуем, как будто входим во внутреннюю пустыню. Томас Мертон так описывал этот опыт «внутренней пустыни»: «только тогда, когда мы сможем отпустить все, что имеем внутри себя, все, что хотим увидеть, узнать, испробовать и пережить, все, в чем мы хотели бы получить от Бога утешение – только тогда мы поистине сможем начать переживать Его присутствие» [1].

Опыт пустыни требует от нас отпускания, оставления привязанностей, и потому очищает нас. Это вызов, ведущий нас к преодолению собственного эгоцентризма, вследствии чего мы начинаем медитировать без ожидания каких-либо вознаграждений, в неведении того, где и как именно Дух ведет и поддерживает нас. Так, мы можем продолжать нашу медитативную практику даже тогда, когда нас одолевают подобные глубоко отвлекающие вопросы. До тех пор, пока мы будем упорно и с верой приступать к нашей практике, не смотря ни на что, мы будем все более преодолевать любые возможные препятствия, очищаясь и укрепляясь в истинном самопознании. Пустыня, таким образом, становится нашим путем в Землю Обетованную: «За бесом уныния другой не тотчас следует. Но кто борется и победит, у того после подвига следует мирное некое состояние, и душа преисполняется неизреченною радостью.» (Авва Евагрий) [2]

Мирное состояние и неизреченная радость, о которой говорит Евагрий, называлась отцами и матерями пустынниками апатейей. Под этим термином они подразумевали глубокий невозмутимый покой, истинное исцеление, обретаемое душой. Пустынническая мудрость знала о том, что эта апатейя или «чистота сердца» является необходимым условием для того, кто стремится войти в Царствие Божье, пребывать в Божьем присутствии.

«То, к чему отцы-пустынники стремились прежде всего было их истинной сутью во Христе. Они знали, что для того, чтобы ее достичь, им прийдется всецело отказаться от образа себя самих — ложного, поверхностно-сфабрикованного под общественные нужды мира сего» (Томас Мертон) [3].

Наша истинная суть, истинное «я» во Христе, изливает свое сияние тогда, когда потоки наших мыслей и эмоций приведены в состояние покоя, когда ложные образы себя и маски эго сброшены а чувства очищены. В такие мгновения мы познаем себя как детей Божьих, сотворенных по образу и подобию самого Бога. И тут мы обретаем мир, благость, покой и радость, в то же время пребывая в совершенной осознанности, в высшей степени пробужденности. Так мы можем войти в полноту жизни, обрести «жизнь с избытком».

И вот, здесь берет свое начало агапэ, последний этап пути — высший опыт всеобщности, единства со вселенной, безусловной любви Бога. В агапэ весь познаваемый мир форм и умственных представлений преодолевается, и мы касаемся интуитивного знания «Бога, пребывающего за гранью всех величин и внешних рамок», мы «в удивлении созерцаем свет нашей души, сознавая, что свет этот выходит за грань ее, являясь ее источником» (о.Джон Мейн OSB). В итоге нашего пути мы преодолели всякую разобщенность. Здесь мы знаем, что наш дух — одно с Духом Божьим. Мы — в потоке любви, текущем между Творцом и творением. Мы дома.

«Человек должен вначале прийти в себя, чтобы став в самом себе как бы на каменное основание, оттуда, распрямившись, вознестись к Богу»

(Св. Августин)

 

Ким Натараджа


[1] Томас Мертон «Созерцательная молитва»

[2] Евагрий Понтийский «Наставления о подвижничестве», 7:7; Добротолюбие, т.1

[3] Томас Мертон «Мудрость Пустыни», 1960

 

Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru