о. Джон Мейн OSB «Рождение Христа в сердце»

(г. 3.6 из книги «Жажда глубины и смысла»)

Сейчас наступило время подготовки к празднованию Рождества, и мне хотелось бы предложить вам совместное размышление над духовным значением Воплощения. Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом [1] — это утверждение непрестанно цитируется в Восточной Церкви. Эта же мысль систематически появляется в посланиях греческих Отцов. Через Воплощение, в Иисусе, Бог прикоснулся к нашей жизни. Рождество так важно, потому что оно является торжеством искупления нашей человечности. 

Воплощение, рождение Иисуса, — это, прежде всего, явление Бога. В человеке Иисусе Бог являет свою силу, мудрость и милость. В воплощении Он полностью отдает себя человеку. В своей земной жизни Иисус ничего не оставил для себя. Божественная щедрость в полноте присутствует в Иисусе. В Евангелиях мы видим, как Иисус отдает себя толпе, как сострадает больным и опечаленным. В смерти на кресте Его абсолютное бескорыстие достигает апогея. 

Начиная с самых ранних веков своей истории, Церковь провозглашала чудесную весть, что Иисус живет в наших сердцах. Размышляя о Рождестве, немецкий мистик Ангелус Силезиус написал, что, хоть Иисус и родился в Вифлееме, если Он не родился в наших сердцах, первое не имеет для нас никакого значения [2]. Именно это и является мотивацией нашей медитативной практики. Христос родился в Вифлееме. Это замечательно. Но это факт из прошлого. Теперь Христос должен родиться в наших сердцах. Наши сердца должны быть готовы Его принять. Именно в этом и состоит цель нашей медитации – приготовить наши сердца к рождению Христа. А так как Он является бесконечным Богом, мы должны оставить позади все, чтобы освободить в наших сердцах для Него место.

Когда Иисус рождается в наших сердцах, вместе с Ним все пробуждается к жизни, — и в этом состоит Тайна. Наши сердца наполняются любовью, сочувствием, прощением. Тогда мы познаем, как бесконечный Бог и Его Сын, являющийся нашим Братом, Иисус, одаривает нас прощением, любовью, пониманием. Медитация становится ежедневным опытом оставления эго позади, переживания открытости Богу, в Его Сыне, Иисусе, силой Духа.

Медитация так важна, потому что означает абсолютное вовлечение в эту открытость Христу. Мы постигаем это, отвлекая внимание от себя самих и сосредотачиваясь на Нем. Мы реализуем это крайне простым способом – через повторение нашей молитвенной формулы, нашей мантры

Наша вовлеченность здесь абсолютна, ведь или ты повторяешь мантру, или делаешь что-то другое. Ты можешь следовать за своими мыслями, планировать, анализировать. Если будешь так делать, то очень скоро обнаружишь, что остаешься в замкнутой системе сознания собственного «я». Непрестанное повторение мантры отдаляет наши мысли, страхи, печаль, обдумывание своих дел – и таким образом мы обретаем доступ к свободе и бесконечности Бога. Иисус призывает нас к тому, чтобы мы доверились Ему, чтобы мы Ему подражали, но не частично, а в полной мере. Он деликатно и постепенно указывает нам путь перехода от нашего «я» к бесконечной тайне. Такой путь – это путь молитвы, путь медитации.

Это путь повседневной преданности. Независимо от того, медитируешь ли ты дважды в день по двадцать минут, или тридцать минут, а может уже даже и три раза в день, независимо от того, где именно ты находишься на пути медитации, ты должен быть во всей полноте вовлечен в то, что делаешь. Когда ты только начинаешь медитировать, то думаешь, что поставленные условия требуют от нас слишком многого. Но Рождение Бога напоминает нам, что в своем даре, в Иисусе Бог отдал нам все. Мы должны постичь это в тишине нашего сердца.

Следовательно, когда мы медитируем, мы получаем самого Иисуса, дар Бога. Чтобы получить этот дар, мы должны быть не менее щедры, чем Он. И поэтому мы должны повторять нашу мантру с наибольшим вниманием, на которое нас хватит, с максимальной любовью.

 

[1] «По словам Отцов Церкви (Иринея Лионского, Афанасия Великого, Василия Великого, Максима Исповедника), Он облекся в то, чем являемся мы, – в человечность, – для того, чтобы мы облеклись в то, чем является Он, – в божественность.» (о.Бруно Барнхарт OSB Cam «Пустыня и Крещение»)

[2] Ангелус Силезиус «Хирувимский странник» (книга 1, речение 61).
61. Стань богородцем сам
«Пусть дева тыщу раз рождает Бога Слово, спасет тебя Оно, в тебе родившись снова.»