Мария Захарова, Альберт Захаров «Рождество Христово: празднуя Богочеловеческую повседневность»

Рождественские размышления и поздравления от редакции WCCM.RU

Fig-2-adoration_magi_pio_christiano_inv31459

Христос рождается!
Дорогие друзья, сердечно поздравляем Вас и желаем радостной, полной света и глубины встречи с тайной Воплощения! Пусть сердце каждого из нас будет яслями, местом рождения и славы Христа, местом полноты Божьей жизни.

IMG_2493

Сегодня мы празднуем Рождество Христово, которое уже приблизилось (в латинской традиции путь пройден, в то время как в восточной еще осталась небольшая дистанция). Также у нашей общины в эти дни есть еще один повод для празднования — юбилей львовской медитативной группы. В обоих случаях мы празднуем продвижение по пути – по пути адвентового ожидания рождения Христа, Сына Божьего, в течение 4-х недель (6-ти в восточном обряде) и по пути совместной практики медитации. Что объединяет эти празднования и какова их глубинная цель?

Если сравнивать привычное религиозное празднование и медитацию, можно задаться вопросом – что общего между обращением внимания к определенному священному моменту в прошлом и сосредоточением того же внимания на моменте «здесь и сейчас»? Любое великое духовное событие становится важной частью истории из-за того, что оно является моментом, когда реальная личность переживает опыт глубины реальности, ведущий эту личность от поверхности к центру бытия. В культурологии и современной психологии это называется опытом нуминозного, опытом встречи с Истоком реальности. Юнг, например, объясняет этот опыт следующим образом: в нем человек узнает, что не он сам является источником бытия, но что-то большее, кто-то больший, одновременно творит и определяет реальность человека, действуя из глубин его сознания, его жизни. В этом смысле Рождество Христово является «Событием событий» – в нем во время и пространство вторгается Вечность – безмолвие Бога-Отца изрекает свое Слово, становится реальным воплощенным Человеком. Рождество Господне – это пробуждение полноты вечного Божьего момента «здесь и сейчас» в историческом времени. Когда мы вспоминаем историческое событие Рождества Христа в Вифлееме, мы сами открываемся рождению Бога-Сына в нас, в нашем повседневном «здесь и сейчас», которое является тем же самым, что и «здесь и сейчас» Девы Марии две тысячи лет назад. Джон Мейн, комментируя мысль немецкого мистика Ангелуса Силезиуса, говорит об этом: «хоть Иисус и родился в Вифлееме, если Он не родился в наших сердцах, первое не имеет для нас никакого значения». Поэтому в медитации как в молитвенной практике мы уделяем внимание этому «здесь и сейчас» нашего человеческого бытия, в которое уже вошел Бог и в котором Он действует, одновременно пребывая в покое своей вечности. Настоящий момент в своей вечной глубине – это и есть цель любого празднования, объединяющая все праздники, имеющие реальную и истинную (нуминозную) основу. Цель всех духовных празднований – не тот или иной момент прошлого, но повседневный Момент Божьего Сейчас, который был когда-то пробужден Богом в человеческой святости, и теперь может быть пробужден в нас – в тех, кто празднует. Именно поэтому так важно, празднуя, не забывать о повседневности, и не терять с ней связь, находясь в особом «праздничном времени».

Такова теория празднования. Но теоретическое празднования – это как торт, нарисованный на бумаге. Если мы хотим выяснить, чем является что-то, мы должны обязательно пробовать это на вкус – практиковать. Зададимся вопросом о том, чем является празднование на практическом уровне? Каким бы ни было празднование – секулярным или религиозным – оно всегда состоит из двух аспектов: это сосредоточение внимания и радость. Празднуя, практически мы всегда делаем именно это – внимательно вспоминаем определенный момент, который состоялся в реальной, мифологической или сакральной истории (где миф становится реальностью), и делаем это с радостью. Внимание, сосредоточенное на моменте «здесь и сейчас» и радость, возникающая от встречи с Божьим Присутствием, с источником этого вечного момента – это и есть общая основа любых праздничных ритуалов. Находясь вместе в общине и обращая в медитации внимание к глубине момента, где Бог-Отец рождает свое Слово в нашем сердце, мы достигаем простой и чистой сущности праздника, которую во все времена человечество одевало в разнообразную ритуальную одежду культуры и традиций. Будем же радостно и внимательно праздновать повседневность Божьего «здесь и сейчас», входя своим присутствием в Присутствие Того, Кто Есть – в миг рождения Его Слова в нас.

«По мере того как Слово становится плотью в наших телах, умах, чувствах и во всех наших отношениях, все больше и больше те, кем мы являемся, воплощаются в Слове. Это и есть главная причина, по которой мы желаем друг другу «Счастливого Рождества», а не просто «хороших праздников». Счастливого Рождества!» (о.Лоренс Фримен OSB «Размышления на Адвент 2019»)

 

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru